Статистика |
|
|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 | |
|
В разделе материалов: 41 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Общая риторика и ее разделыВ науке о риторике
ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики
являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и
практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь
эффективной. Общая риторика
содержит следующие разделы: 1. риторический
канон; 2. публичное
выступление (оратория); 3. ведение спора; 4. ведение беседы; 5. риторика
повседневного общения; 6. этнориторика. Кратко остановимся
на каждом разделе. |
История риторики.
Определение современной риторикиС новой силой
интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием
теории информации. К этому времени науки гуманитарного круга стали остро
нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания.
Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению. Ведь
сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени.
Какое же определение дают специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на
публичное выступление: «Риторика — наука о законах подготовки и произнесения
публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» (20,6). По
мнению же известного ученого Ю. В. Рождественского, такое определение риторики
является неполным. Он пишет: « …история риторики есть история стилей жизни.
Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики.
Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами
слова, а не только публичной устной речью» (Теория риторики. — М:, 1997.-С.3). |
Из истории русской риторикиИстория не оставила
прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и
сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об
основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно
существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой
было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно
вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало
особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая
чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи
отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой
образностью. |
История риторики
Рождение риторики в античностиРодилась риторика
как дисциплина в Афинах около V века до н. э.
Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г.
до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь
на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит
ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал
употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в
несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…»
(Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М.,
1969. — С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из
Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское
искусство в специальных школах. |
История риторики.
С переходом от республики к империи
латинское красноречие повторило ту же эволюцию, которую в свое время претерпело
греческое красноречие с переходом от эллинских республик к эллинистическим
монархиям. Значение политического красноречия упало, значение торжественного
красноречия возросло. Не случайно единственный сохранившийся памятник красноречия
I в. н. э. - это похвальная речь Плиния императору Траяну. Судебное красноречие
по-прежнему процветало, имена таких ораторов, как Эприй Марцелл или Аквилий
Регул, пользовались громкой известностью, но это уже была только известность
бойкого обвинителя или адвоката. Питомником нового красноречия была риторическая школа, - указывает исследователь
римской риторики М.Л. Гаспаров. Латинские риторические школы, закрытые когда-то
Крассом, влачившие незаметное существование при Цицероне, с первых же дней
империи мгновенно расцветают, переполняются учениками, становятся центрами всей
культурной жизни Рима. С победой монархии, в политику хлынули новые люди,
возвысившиеся на императорской службе, часто даже не римляне, а италийцы или
провинциалы; не имея за собой никаких родовых традиций, их сыновья устремлялись
в риторические школы. |
История риторики. Римская риторика связывается обычно с именем Цицерона (Marcus Tullius Cicero) (106 - 43 ). Это политический деятель, оратор, писатель. В
политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь своему
ораторскому дару. Он пытался остановить развал Римской республики и наступление
следующего неизбежного исторического этапа развития – империи, поплатившись за
это головой в буквальном смысле. Слишком уповая на силу человеческого слова, он
показал предел, за которым кончается его могущество. Уважение к ораторскому слову было в
Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему
отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и
народном собрании. "Vir bonus dicendi peritus" - "достойный муж,
искусный в речах", - так определяет идеал древнего римского оратора Катон
Старший. Однако чтобы правильно понять его, следует помнить, что
"достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа.
Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен
вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии,
заколебался и ораторский идеал. |
История риторики. Аристотель
(384-322), знаменитый древнегреческий философ, начинал карьеру в
платоновской Академии в качестве преподавателя красноречия и написал учебник – «Риторику» (ок. 300 г. до н.э.). В нём
систематически изложены теоретические основы риторики. Она определяется как «способность находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета».
К риторике Аристотель относился как к
неизбежному злу, порождённому общей испорченностью нравов (имеется в виду демос
- те, кто заседал в народном собрании Афин и принимал решения голосованием,
слушая недобросовестных ораторов). Он считал, что истина сама по себе убедительна,
если бы слушателями были люди разумные, а процедуры принятия решений –
справедливыми. Но раз это не так, то риторику как комплексное средство
воздействия на чувства и ум, приходится преподавать, изучать и применять. |
История риторики Сократ
(470-399) – великий мудрец, главный собеседник и оппонент софистов. В
записанных его учеником Платоном диалогах мы читаем, как Сократ остроумно разоблачает
взгляды софистов, несостоятельность их претензий утвердить риторику как
некоторое универсальное искусство говорить на любую тему без подготовки, раскрывает
их безнравственный облик. При этом он демонстрирует свой знаменитый метод
выявления истины путём задавания наводящих вопросов собеседнику (майевтика) и
вскрытия противоречий в суждениях оппонента. |
История риторики Демосфен (383-322 )- политический деятель
Афин, считается величайшим греческим оратором. Начинал как логограф. Недоброжелатели
часто вспоминали, как в начале своей карьеры он странным образом вёл себя в деле
банкира Апполодора, выступив сначала в качестве обвинителя, и затем в качестве
защитника. Обвинение в корыстолюбии выдвигалось против него и в последующие
годы (считали, что он пользовался финансовой поддержкой Персии за свои
выступления против македонян). Демосфен проводил линию на независимость Афин от
надвигавшейся македонской экспансии царя Филиппа. Он написал три речи, направленные
против него (отсюда произошло слово «филиппика»,
что значит гневная обличительная речь). "Не
слова и не звук голоса составляют славу оратора, - сказал как-то Демосфен, - а направление его политики". Он
был хорошим стилистом, неутомимым оратором (объём текстов его речей поражает),
сумевшим преодолеть слабость и здоровья и дефект речи, и физический недостаток - подёргивание плеча. (Вообще физические и
психические отклонения характерны для выдающихся людей.) |
История риторики Учеником Горгия
был известный преподаватель риторики Исократне научившись хорошо говорить, нельзя
научиться хорошо мыслить. Он считается отцом практического образования (в
отличие от научных школ, какими были Академия Платона и Лицей Аристотеля),
отцом греческой интеллигенции. Исократ сам никогда принародно не выступал, а
только преподавал и писал речи, которые
имели широкое хождение как политические памфлеты. Его можно поэтому считать
одним из первых политических публицистов.
(436-338). Он содержал в Афинах школу красноречия, подготовившую много
практических деятелей – политиков (Исей, Ликург, Гисперид) и полководцев (Тимофей,
Лаодамант, Клеарх, Никокл). Обучение продолжалось три-четыре года, стоило дорого
- около 1000 драхм. Исократ придерживался следующего принципа: |
|
|
|