Статистика |
|
|
Онлайн всего: 8 Гостей: 8 Пользователей: 0 | |
|
В разделе материалов: 41 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
История риторикиОчень характерна фигура второго по
значимости софиста – Горгия (
483-375). Как и Протагор, он не был
коренным афинянином, а приехал в 427
г. до н.э. из Леонтин (на острове Сицилия) в качестве
дипломатического посланника. Он имел задание убедить Афины помочь его родному
городу, который в это время воевал с Сиракузами. Своей речью он покорил народное
собрание: афинский флот был послан на выручку и осада была снята, а Горгий
стяжал заслуженную славу выдающегося дипломата и оратора. Спустя некоторое
время он возвращается в Афины и вслед за Протагором становится преуспевающим
учителем красноречия. Горгий был учеником известного
Эмпедокла (490-430 г.г.)
– врача, философа, чародея, главы партии демократов (по мнению Аристотеля, и создателя
риторики). |
История риторики Первым платным
учителем красноречия в Афинах считается Протагор
(Protagóras) из города Абдеры ( 480 - около 410). Это провинциал, как говорили,
«муж звонкоголосый, пленительный, красноречивый», прибыл покорять Афины, найти
применение своему таланту остроумного мыслителя и оратора, добиться признания в
богатом городе. В юности он учился у знаменитого
Демокрита (считающегося основоположником материализма), был знаком с
премудростями египетских магов, от которых он перенял, возможно, некоторые приёмы
управления толпой и узнал пользу атеизма как идеального оружия деморализации
народа. |
История риторики
Ораторское искусство по европейскому традиционному представлению свою историю
начинает в античной Греции. Золотой век греческого красноречия наступил во
второй половине пятого века до нашей эры, когда ораторское искусство
превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие
политической борьбы. От её участников, желавших влиять на ход государственных
дел требовалось умение выступать в народном собрании и завоёвывать симпатии
публики. Экклесии (народные собрания) были центрами общественной жизни
греческих городов-государств (полисов). Но более мощным фактором развития
практики риторики, как уже сказано, было
судопроизводство. Рост богатства и его перераспределение привёл к необычайной
конфликтности внутри античного общества. Выяснение имущественных разногласий,
тяжбы разбирались в судах, где каждая из сторон была обязана сама защищать свои
интересы. Спросом поэтому пользовались услуги наёмных
сочинителей судебных речей – логографов (букв. - словописцы). При отсутствии
профессиональных адвокатов их функцию выполняли эти наёмники, искусно
сочинявшие речи для своих клиентов, с которыми те выступали перед судьями. Написание речи для суда требовало
немалого искусства: она должна была быть простой и краткой, чтобы заказчик – а
это чаще всего был не очень грамотный человек – мог заучить её и пересказать
перед судьями. Естественно, такая услуга хорошо оплачивалась. Поэтому профессия
логографа становится прибыльной. Спрос рождает предложение: появляются учителя
красноречия – софисты. |
В практике преподавания
риторики сталкиваешься с неоднозначностью толкования самого понятия «риторика».
Известно множество определений этому слову. Каждое время по-своему понимало,
что изучает риторика и что именно надо преподавать. Произвольность толкования
давало творческую свободу каждому учителю, но вызывало недоумение у учеников.
Такое положение неизбежно приводит к необходимости какой-то унификации понятий.
Что же изучает риторика как наука, чему учить? |
Риторика как наука делится обычно на общую риторику и частные риторики. Общая риторика знакомит с понятиями терминами науки о
грамотной речи. Частные – такие, как, например, судебная, деловая, торжественная
– это свод правил речевого поведения для специалистов той или иной области деятельности. |
Основы риторики
Риторика ( от греческого слова - τορητοριον – ораторское искусство; ρεσις – речь, изречение, слово, сентенция,
очевидно, восходящее к ρεω– течь,
в переносном смысле – стремиться, устремляться) в общепринятом смысле искусство
красноречия, ораторское искусство. Термин часто употребляется в ироническом
смысле как синоним краснобайства, пустословия. Существуют десятки определений
риторики, которые разделяются на три группы. 1. "Искусство убеждения" - определение, свойственное
античной традиции. Известно определение Аристотеля: "способность находить убеждения относительно каждого данного
предмета" 2. "Искусство говорить хорошо" таково определение, пришедшее
к нам из древнего Рима. 3 "Искусство
украшения (речи)» - определение, бытовавшее во времена европейского Возрождения.
|
Основы деловой риторики
Деловая
риторика является прикладным направлением общей риторики. Она ориентирована на
«обеспечение» руководителей и специалистов правилами обращения со словом.
Деловая риторика прежде всего учитывает факторы, влияющие на коммуникативность,
и является инструментом коммуникационного общения. Владение
ею не на должном уровне — одна из существенных причин многих неудач
руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых
коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они
неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия,
как убеждение, внушение и подражание. Красноречие
— важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя.
Искусству говорить надо учиться, и прежде всего следует освоить основные
принципы речевого воздействия. |
Основы риторики: признаки волненияПривожу
типичные признаки волнения во время речи. Конечно, если убрать эти
признаки, само волнение не пройдет. Но знать и контролировать их должен
каждый. Типичные признаки волнения: |
Основы риторикиРиторика – искусство достижения победы в споре, применяемое при аргументации и доказательстве.
Ошибки аргументацииНарушение правил аргументации вследствие поспешности, рассеянности и
неумения мыслить ведет к логическим ошибкам (паралогизмам) усложняющим
понимание.
По отношению к тезису существуют:Вызванная необдуманной формулировкой тезиса «Подмена понятия», имеющая причиной:
Игру слов, отождествляющую различные значения термина в
результате неправильного применения омонимов и личных местоимений (что
значит «прослушала лекции» – не обращала внимание на слова лектора или
выслушала весь курс лекций?), ведущую к спору о словах, где стороны «на
разных языках» говорят о различных вещах, думая что, говорят об одном и
том же;
Абстрактность, следующую из недостаточной определенности
по причине полагаемой самоочевидности, в дальнейшем, позволяющую
трактовать тезис как угодно и ведущую к его подмене;
Потерю смысла, возникающую из-за неправильного построения предложений, до невозможности усложняющую их понимание;
Извращение, часто вызываемую нарушениями психики и
приводящую к формулировкам, пригодным лишь для юмористических рассказов
(например, нарушение временной последовательности в правиле коммутативности
или изречения типа: «Неизгладимый след», – след, который не удается
изгладить, не смотря ни на какие старания, незаживающая рана, – вместо
выражения «Сильное впечатление»).
Иногда внесение ясности в тезис с подмененным понятием, достаточно
для прекращения спора («Люди злы» – спорно, но «Некоторые люди злы» –
бесспорно), что указывает на необходимость не только четкой
формулировки собственных тезисов, но и поиска истинного смысла чужих.
|
Что такое риторика Риторика как наука зародилась в Древней Греции в 500 гг. до н.э.
Первоначально риторику понимали как науку убеждать (Аристотель).
Предметом риторики в те времена была ораторская речь, то есть устное
выступление на общественно значимую тему перед большой аудиторией
граждан — перед публикой. Со временем наука о речи распространилась и
на письменную ее форму, и на любую целенаправленную и всесторонне
продуманную речь во всех сферах жизни человека. Это нашло отражение в
определении риторики, данном М.В. Ломоносовым: «Риторика есть наука о
всякой предложенной материи красно говорить и писать и тем преклонять
других к своему об оной мнению».
В риторике принято различать истинное и мнимое красноречие,
как это делает Н.Ф. Кошанский: «Красноречие всегда имеет три признака:
силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут
быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное
красноречие».
|
|
|
|