Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 5 Показано материалов: 1-5 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Формы воображения
Отношение аскетики к воображению
Аскетическая традиция в целом дает отрицательную характеристику
воображению. В святоотеческом учении говорится о необходимости
постоянной и осознанной борьбы с образами. "Изгнание образов" —
важнейшее внутреннее условие исихастского опыта. Однако, как...
Аскетическая
традиция в целом дает отрицательную характеристику воображению. В
святоотеческом учении говорится о необходимости постоянной и осознанной
борьбы с образами. "Изгнание образов" — важнейшее внутреннее условие
исихастского опыта. Однако, как отметил С.С.Хоружий, положительная роль
воображения тут отсутствует лишь на первый взгляд (См.: Хоружий С.С. К
феноменологии аскезы. М., 1998. С. 287.). Благодаря своей
чувственной природе, воображение, как неразумная, механически
действующая сила, было названо нечистым. Образы, насильственно
внедряясь в сознание, нарушают внутреннюю сосредоточенность аскета,
мешают молитве. Отвлекая внимание от Бога, воображение делает своим
предметом суетное или греховное. Вследствие недисциплинированности ума,
не хранящего сердце, воображение приводит к ослеплению души. |
Формы воображения- агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
- заострение — подчеркивание каких-либо признаков объекта;
- типизация —выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
|
Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого "вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Отличительной чертой данного процесса является его сложный, многоплановый, синтетический характер: оно (воображение) способно преображать весь мир без исключения. Продуктами здесь выступают новые образы, ранее не воспринимавшиеся субъектом. Возникновение новообразований происходит в форме различного рода и уровня преобразований наличного материала. Воображение здесь обладает стимулирующей ролью. |
Воображение, его виды и формы проявления. Аналитико-статистический характер воображения.Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. |
” Техника”. Формы воображения. Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи. |
|
|
|