Основы логики.Наука непримирима к противоречиям и успешно борется с ними. Но в жизни
многих научных теорий, особенно в начале их
развития, имеются периоды, когда они не свободны от внутренних
противоречий. Логика,
требующая исключения противоречий, должна считаться с этим обстоятельством. К
тому же ей самой присущи внутренние противоречия (логические парадоксы),
периодически доставляющие немало беспокойства. Классическая
логика подходит к противоречиям несколько прямолинейно. Согласно одному из ее
законов, из противоречия следует все, что
угодно. Это означает, что противоречие запрещается, притом запрещается
под угрозой, что в случае его появления в
теории окажется доказуемым любое утверждение. Очевидно, что тем самым теория будет разрушена. Однако реально никто не пользуется этим разрешением
выводить из противоречий все, что попало. Практика
научных рассуждений резко расходится в данном пункте с логической теорией. В
качестве реакции на это рассогласование в последние
десятилетия начали разрабатываться различные варианты паранепротиворечивой
логики. Несколько необычное ее название призвано подчеркнуть, что
она иначе трактует противоречие, чем классическая логика. Исключается, в частности, возможность
выводить из противоречий любые утверждения. Доказуемость в теории противоречия
перестает быть смертельно опасной угрозой, нависшей над ней. Этим не
устраняется, конечно, принципиальная необходимость избавляться от противоречий
в процессе дальнейшего развития теории. Интересно
отметить, что одним из первых (еще в 1910 г.) сомнения в неограниченной
приложимости закона непротиворечия высказал русский логик Н.А.Васильев. «Предположите, — говорил он, — мир
осуществленного противоречия, где противоречия выводились бы, разве
такое познание не было бы логическим?» Васильев писал не только научные статьи,
но и стихи. В них иногда своеобразно преломлялись его логические идеи, в
частности идея воображаемых (возможных) миров: Мне грезится безвестная планета, Где все идет иначе, чем у нас. В
качестве логики воображаемого мира он и предложил свою теорию без закона
противоречия, долгое время считавшегося центральным принципом логики. Васильев
полагал необходимым ограничить также действие закона исключенного третьего и в
этом смысле явился одним из идейных предшественников интуиционистской логики. Новаторские
идеи Васильева не были поняты современниками. Они истолковывались неверно,
объявлялись безграмотными. Васильев тяжело переживал подобную «критику» и
вскоре оставил занятия логикой. Потребовалось полвека, прежде чем его
«воображаемая логика» без законов противоречия
и исключенного третьего была оценена по достоинству.
Источник: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ivin-logika.htm#_Toc512455367 |