В
логике причинности связь причины и следствия представляется особым условным
высказыванием — каузальной
импликацией. Последняя иногда
принимается в качестве исходного, не определяемого явным образом
понятия. Смысл ее задается множеством аксиом. Чаще, однако, такая импликация
определяется через другие, более ясные или более фундаментальные понятия. В их
числе понятие онтологической (каузальной, или фактической) необходимости,
понятие вероятности и др.
Логическая
необходимость присуща законам логики, онтологическая
необходимость характеризует закономерности природы и, в частности,
причинные связи. Выражение «А есть причина
В» («А каузально имплицирует В») можно определить как «Онтологически
необходимо, что если А, то В», отличая тем самым простую условную связь от каузальной импликации.
Через
вероятность причинная связь определяется так: событие А есть причина события В,
только если вероятность события А больше нуля, оно происходит раньше В и
вероятность наступления В при наличии А выше, чем просто вероятность В.
Понятие причинной связи определяется с помощью понятия
закона природы: А каузально влечет В, только если из А не
вытекает логически В, но из А, взятого вместе с множеством законов природы,
логически следует В. Смысл этого определения прост: причинная связь не является
логической, следствие вытекает из причины не в силу законов логики, а на
основании законов природы.
Для
причинной связи верны, в частности, утверждения:
— ничто не является причиной самого себя;
—
если одно событие является причиной второго, то второе не является причиной
первого;
—
одно и то же событие не может быть одновременно как причиной наличия какого-то
события, так и причиной его отсутствия;
—
нет причины для наступления противоречивого события, и т.п.
Слово
«причина» употребляется в нескольких смыслах,
различающихся по своей силе. Наиболее сильный смысл причинности
предполагает, что имеющее причину не может не быть, то есть не может быть ни отменено, ни изменено никакими событиями или
действиями. Наряду с этим понятием полной, или необходимой,
причины, существует также более слабое понятие частичной, или
неполной, причины. Для полной причины
выполняется условие: «Если событие А каузально имплицирует событие В, то
А вместе с любым событием С также каузально имплицирует В». Для неполной
причины верно, что в случае всяких событий А
и В, если А есть частичная причина В, то существует такое событие С, что
А вместе с С является полной причиной В, и вместе с тем неверно, что А без С
есть полная причина В. Иначе говоря, полная причина всегда, или в любых
условиях, вызывает свое следствие, в то время как частичная причина только
способствует наступлению своего следствия, и
это следствие реализуется лишь в случае объединения частичной причины с иными условиями.