Основы логики.Логика
изменения — раздел современной логики, занимающийся исследованием логических
связей высказываний об изменении или становлении материальных и иных объектов. Задача логики изменения — построение
искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и
точными рассуждения об изменении объектов —
переходе от одного состояния объекта
к другому его состоянию, о становлении объекта, его формировании. В
логике изменения ничего не говорится о конкретных характеристиках изменения и
становления. Она только предоставляет совершенный с точки зрения синтаксиса и
семантики язык, позволяющий дать строгие формулировки утверждений об изменении
объектов, вскрыть основания и следствия этих утверждений, выявить их возможные
и невозможные комбинации. Использование искусственного языка при обсуждении
проблем изменения объектов не означает подмены этих онтологических проблем
логическими, сведения эмпирических свойств
и зависимостей к логическим. Разработка логики изменения идет по двум направлениям:
построение специальных логик изменения и истолкование определенных систем
логики времени как логических описаний
изменения. При первом подходе обычно
дается «одномоментная» характеристика изменяющегося объекта, при втором изменение рассматривается как
отношение между последовательными состояниями
объекта. К
первому направлению относится, в частности, логика
направленности. Ее язык богаче, чем язык классической логики,
и включает не только термины «существует» и «не существует», но также термины
«возникает», «исчезает», «уже есть», «еще есть», «уже нет», «еще нет» и т.п. С
помощью этих терминов формулируются такие законы логики направленности, как,
например: —
существовать — это то же, что начинать исчезать, и то же, что переставать
возникать; — не
существовать — то же, что начинать возникать, и то же, что прекращать исчезать; — становление — это прекращение несуществования,
а исчезновение — это возникновение несуществования; —
уже существует — значит, существует или возникает; —
еще существует — значит, существует или исчезает и т.п. Логика
направленности допускает четыре типа существования объектов: бытие, небытие,
возникновение (становление) и исчезновение. Относительно всякого объекта верно, что он или существует, или не
существует, или возникает, или исчезает. Вместе с тем объект не может
одновременно существовать и не существовать, существовать и исчезать,
существовать и возникать, не существовать и
исчезать, возникать и исчезать и т.п. Иными словами, четыре возможные
типа существования исчерпывают все способы
существования и являются взаимно несовместимыми. Логика направленности позволяет выразить в логически непротиворечивой
форме идею о противоречивости всякого движения и изменения. Утверждение
«Предмет движется в данный момент в данном
месте» эквивалентно утверждению «В рассматриваемый момент предмет
находится и не находится в данном месте». Примером второго подхода к логике изменения является
логика времени финского философа и логика Г.Х. фон Вригта. Ее исходное
выражение «А и в следующей ситуации В» может интерпретироваться как «Состояние
А изменяется в состояние В» («А-мир переходит в В-мир»), что дает логику
изменения. В логике времени доказуемы
такие, в частности, утверждения:
—
при изменении состояние не может одновременно сохраняться и исчезать,
сохраняться и возникать, возникать и исчезать; —
изменение не может начаться с логически противоречивых состояний и не может
вести к таким состоянием и т.п. — всякое состояние либо сохраняется, либо возникает, либо исчезает;
Примеры
утверждений, доказуемых в различных системах логики изменения, показывают, что
она не является самостоятельной теорией изменения и не может претендовать на
то, чтобы быть таковой. Формально-логический
анализ изменения объекта преследует узкую цель — отыскание средств,
позволяющих отчетливо зафиксировать
логические связи утверждений об изменении того или иного объекта. Вместе
с тем логика изменения имеет важное философское значение, поскольку тема
изменения (становления) еще с античными стоит в центре острых философских дискуссий.
Источник: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ivin-logika.htm#_Toc512455367 |