Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 8 Показано материалов: 1-8 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
История логики
Логика в школах чарвака и джайнаКак уже указывалось, в Индии вопросы логики специально разрабатывали
буддийские философские школы (их насчитывалось около 30), а также школы
ньяя и вайшешика Что касается прочих философских школ древней и
средневековой Индии, то они специально не занимались логикой, но в их
учениях мы находим ряд глубоких мыслей относительно проблемы познания. Материалистическая школа чарвака признавала единственным прочным
достоверным источником познания восприятие и отрицала достоверность
выводов, получаемых путем логического умозаключения, а равно считала
недостоверными свидетельства других лиц. Ненадежность логического
умозаключения школа чарвака усматривает в том, что оно совершает скачок от воспринятого
к невоспринятому, перескакивает от известного к неизвестному. |
История логики
Дигнага и ДхармакиртиПервым буддистом, ставшим применять логику для обоснования буддизма,
был знаменитый Нагарджуна, с именем которого связан переход от хинаяны
к махаяне. Затем выдающимися теоретиками в области буддийской логики
были Асанга и Васу-бандху, а также ученик последнего Стхирамати.
Васубандху, живший около 420—500 гг. н. э., использовал для построения
своей логики учение школы ньяя. Дальнейшее развитие буддийская логика
получила в трудах Дигнаги (VI в. н. э.), Дхармакирти (VII в.),
Дхармоттары (IX в.) и Ратнакирти (X в.). Подлинным творцом буддийской логики считается Дигнага, который
отделил ее от метафизики и разработал стройную систему логики как
самостоятельной науки. Главное сочинение Дигнаги — «Об источниках
познания» («Pramana vartia»). В VII в. н. э. появились переводы
сочинений Дигнаги на китайский и японский языки. |
История логики
Логика школы ньяяПо общему направлению философской мысли школа ньяя весьма близко
стоит к школе вайшешика. Поскольку последняя занималась преимущественно
натурфилософией, а школа ньяя логикой, они как бы дополняли друг друга
и потому в последующем развитии заимствовали друг у друга многие
положения. Общей у них является и форма изложения, которая представляет собой,
подобно ранней буддийской логике, бессистемное перечисление категорий,
подразделяющихся на виды и подвиды, и их разъяснения. Названия главных
категорий в обеих школах одинаковы, причем приоритет принадлежит школе
вайшешика, которая возникла несколько раньше школы ньяя, и Готама,
основатель школы ньяя, был знаком с учением Канады, основателя школы
вайшешика. Основное понятие, общее для обеих школ, — «категория»
(padartha)—первоначально означало «слово-вещь» (padam — реальность и
artha — выраженные словами субстанция, качество и т. д.). |
История логики
Буддийская логика до ДигнагиБольшое значение для возникновения логики в Индии
имели философские
диспуты, на которых представители различных течений защищали свои
взгляды и оспаривали мнения своих противников. Поэтому логика в Индии
первоначально была связана с теорией ораторского искусства, логические
учения были вплетены в риторику. В трактатах о том, как успешно вести
диспуты, приводились данные, относящиеся к психологии мышления. В
них, например, говорилось, что не следует выступать в состоянии
переутомления, печали, гнева или какого-либо другого сильного
возбуждения. Затем приводились данные, относящиеся к собственно
ораторскому искусству (какими средствами нужно влиять на аудиторию,
чтобы снискать ее внимание и расположение), и, наконец, указывалось,
что для успеха речи нужна и логическая убедительность, нужно следовать
правилам логики в развитии своих мыслей. Такой характер носила
буддийская логика до Дигнаги. Приведем основные ее положения. |
История логики
Первыми стали разрабатывать логику древние греки и индусы. И если
логика Аристотеля была затем усвоена Западной и Восточной Европой, а
также народами Ближнего Востока, то индийская логика распространилась в
Китае и Японии, в Тибете и Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.
История Индии охватывает четыре тысячелетия. К сожалению, в истории
Древней Индии еще так много невыясненного, а индийская хронология столь
запутана, что не представляется возможным дать подлинную историю
развития индийской философской мысли. Пока мы лишь в состоянии наметить
основные вехи этого развития, причем многое остается спорным и служит
предметом дискуссии среди исследователей. Древнейший литературный памятник Индии Веды создавался в течение II
и начала I тысячелетия до н. э. (наиболее древней частью Вед является
Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной
передаче. |
История логики
Прежде чем приступить к изучению истории логики, следует ответить на
вопрос: вправе ли мы вообще говорить об историческом развитии логики?
Согласно Канту, за две тысячи лет со времен Аристотеля логика не
сделала и одного шага вперед. В начале XX в. русский ученый Е. А.
Бобров проводит мысль, что к тому времени была создана лишь
единственная заслуживающая внимания система логики — логика Аристотеля,
которая уже устарела, но замены которой нет, что в будущем предстоит
создать новую логику. Подобные взгляды высказывали и другие ученые, но их
несостоятельность видна из следующего высказывания Ф. Энгельса:
«Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это —
исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные
формы и вместе с тем очень различное содержание. Следовательно, наука о
мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об
историческом развитии человеческого мышления… Теория законов мышления
отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная „вечная истина", как
это связывает со словом „логика" филистерская мысль. Сама формальная
логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной
ожесточенных споров». |
ИЗ ИСТОРИИ ЛОГИКИ
Логика — одна из древних наук. Трудами Демокрита, Пла- тона и других заложены ее основы. Демокрит исследовал вопро- сы индукции, аналогии, гипотезы, определения понятия. Пла- тон много внимания уделял определению природы дедукции и анализу суждений. Значительный вклад в становление науки логики внесли работы древнегреческого философа и ученого Àристотеля (384—322 гг. до н. э.). Àристотель создает систему категорий (высших родов бытия). Учение о категориях состав- ляет основу диалектической логики. Он обстоятельно система- тизировал основные логические формы и правила мышления. Новый этап в развитии логики начинается с ХVII в. Фрэн- сис Бэкон (1561—1626) стал родоначальником индуктивной логики. Рене Декарт (1596—1650), основываясь на данных прежде всего математики, подчеркивает значение рациональ- ной дедукции. |
Основные этапы развития логики Логика как самостоятельная наука начинала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинство логических теорий было разбросано по различным трактатам, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания. В них акцентируется внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления. Наиболее обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ-материалист Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальном трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому он выступает как один из основателей индуктивной логики. |
|
|
|