Логика открытия прекрасного в мышлении Местом, где может быть найдено прекрасное, является
любой «отрезок жизни» внутренней или внешней. В этом смысле
концептуальное мышление – вполне серьезный предмет для него.
Прекрасное дается нам в восприятии предмета. Именно оно рождает в нас
некую данность, которая связана с этим предметом, хотя и весьма
опосредованно. Это означает, что любой предмет в эстетике «берется» в
связи с другими. Именно это «в связи» и позволяет открыть новые
свойства в самом предмете. Возникновению данности помогают интуиции, которые
«схватывают» ту или иную грань реальности, будучи специальным образом
направленные на нее. Это «схваченное» или иначе – выделенная нашим
сознанием данность имеет собственные формы, которые могут быть
эстетически ценными. Причем, «слоев» таких форм может быть много,
отчего красота может содержаться в их количестве, разнообразии,
единстве, «игре» и другом. Условие появление прекрасного здесь -
«свободная игра форм». Но поиску прекрасного помогает и нечто другое -
мгновенная связь переживаемого (чувственного) и далеко идущая во
времени связь опыта. Иными словами, помимо внешних форм в любом
предмете нашему сознанию открывается и нечто другое, связанное с ними,
что обнаруживается на фоне предмета, проявляется в нем. Благодаря
этому процессу внешняя оболочка восприятия наполняется иным,
внутренним содержанием. Этот механизм всеобщ. Однако, для этого нужен
особенный взгляд, особенное усилие. Воспринятая картина второго плана
отделяется от источника своего возникновения и становится объектом
нового созерцания. Это созерцание в полноценных эстетических актах
выступает как откровение, которое совершается без опоздания. Оно
автономизируется от внешней формы предмета. Таким образом, наше
сознание начинает иметь дело с двумя «планами» предмета (рис. 1). Красота здесь зависит от роли первого «плана» в
проявлении второго. Бытие красоты лежит в способе явления второго
плана. Высокая эстетическая радость имеет дело с дистанциями между
нами и предметом и между его «планами». Их существование колеблющееся.
«В созерцании и наслаждении мы ощущаем это колебание как волшебство
красоты» [1]. Существенное здесь – это целое, которое по структуре
раздвоено: реальный предмет и ирреальный. Это «другое» как «задний план» имеет собственную
структуру, т. е многослоен. В эстетике это известно как «закон
расщепления заднего плана». Слои «заднего» плана опосредуют друг друга,
создавая новые предметы эстетики и поводы для прекрасного. Таким
образом, мы имеем три «дома» прекрасного: первый план, второй план,
отношение между ними: Прекрасное форм реальности (природы и другого) Прекрасное другого увиденного, «сознание второго порядка» Прекрасное отношений между планами
Элементами «поверхностной» красоты чаще всего
выступают изящество (изящное решение практической задачи), решения по
уменьшению негативного качества, ритмика, способы расположения частей
предмета, гармония свойств, неправильность в законопослушном и другое.
Элементами красоты планов («глубинной» красоты, красоты «отношения») и
их проявления могут выступать адекватность внутренней и внешней форм,
жизненная полнота решения, выразительность свойств, демонстрация
принципа или закона, проявление внутренней целесообразности или
глубина безразличия, способ демонстрации плана, способ проявления,
красота связей между слоями планов и др. Что из этого можно найти в концептуальном мышлении как в особенном «отрезке жизни»?
Источник: http://www.lifecoach.ru/useful/detail.php?SECTION_ID=231&ID=1848 |