Риторика ( от греческого слова- τορητοριον – ораторское искусство; ρεσις – речь, изречение, слово, сентенция,
очевидно, восходящее к ρεω– течь,
в переносном смысле – стремиться, устремляться) в общепринятом смысле искусство
красноречия, ораторское искусство. Термин часто употребляется в ироническом
смысле как синоним краснобайства, пустословия. Существуют десятки определений
риторики, которые разделяются на три группы.
1. "Искусство убеждения" - определение, свойственное
античной традиции. Известно определение Аристотеля: "способность находить убеждения относительно каждого данного
предмета"
2. "Искусство говорить хорошо" таково определение, пришедшее
к нам из древнего Рима.
3 "Искусство
украшения (речи)» - определение, бытовавшее во времена европейского Возрождения.
В наиболее общем виде риторика -
искусство речевого воздействия. Одно из самых удачных определений принадлежит
М.В.Ломоносову:
"Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить
и писать и тем преклонять других к своему об оной мнению". Такое понимание соединяет
достоинства всех трёх основных групп определений.
Возникновение риторики как особого
искусства (умения) и науки об этом искусстве относится, очевидно, к шестому -
пятому в.в. до Р.Х. когда развивается судопроизводство в античных
городах-государствах Греции. Умение говорить эффективно, неопровержимо не
является, конечно, порождением именно того времени; красноречие - обязательная
часть всякой национальной культуры. Но если говорить о риторике в её
современном европейском понимании, то это, прежде всего, красноречие, основанное на использовании
письменности. От обычной человеческой речи слово ритора отличается своей
искусственностью, неестественностью. Вместе с тем она отличается огромной
силой, противостоять которой трудно: речь не от сердца, а от ума. В основе
риторического слова лежит предварительно обдуманная, написанная и даже отрепетированная
речь. Это текст письменный, но выдаваемый за живой, устный. Недаром творцы
риторики как науки - греческие софисты в большинстве случаев занимались
логографией, то есть зарабатывали на жизнь в качестве наёмных сочинителей речей
для судебных процессов. Они готовили обвинительные и защитительные речи для
спорящих сторон. Те в свою очередь заучивали текст наизусть и произносили его в
суде (профессиональных юристов античная Греция не знала, и потому судившиеся
должны были на судебном заседании выступать самостоятельно).
Риторику можно назвать наукой о
грамотной речи. Ораторская речь - это процесс явного или неявного чтения
(произнесения) предварительно написанного тем или иным образом текста.
Речь дописьменной эпохи имеет другую
природу - живое слово, не знающее почти момента обдумывания, молчаливого
фиксирования. Оно безыскусно, сердечно, искренно.
Речь грамотного человека несколько риторична; у детей
или простых людей более жива. Крайности проявления риторики - это абсолютно
искусственная речь: например, чтение доклада на официальном собрании; оратор
тут предстаёт скорее как говорящая машина. Противоположный полюс речевого
поведения - говорение в момент озарения или исступления, когда речь взволнованно
льётся как бы сама собою. В обычном повседневном нашем обиходе мы находимся
между двумя этими полюсами.
Профессиональные риторы (например, теле- и
радиожурналисты), по сути своей чтецы-исполнители чтобы не уходить от золотой
середины, заботятся о "разговорности" своей речи; а тот, кто говорит
экспромтом, памятует о том, чтобы говорить "как по писаному".