Красноречие
рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим оратором, по
словам Цицерона, «...необходимо усвоить самые разнообразные познания, без
которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту
самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души,
которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости,
потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы
или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны
присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека,
быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким
изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю,
чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и
гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении,
которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за
выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»
Из этого
высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и как
искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в
наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно
определение риторики — теорияубеждающей коммуникации. Что же
сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом
связана?
Если рассматривать
риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную
близость с литературой и театром. Выдающийся
русский судебный оратор и теоретик красноречия А.Ф.
Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между
красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все
выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В то же время на
риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и
толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики,
в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период
подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов,
разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и
аргументированности речи — все это требует знания законов логики. Логическая
культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на
этапе подведения итогов выступления.
Основное требование
к современной речи — это её эффективность. Этому требованию она может отвечать
только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа
над языком и стилем — обязательный этап в подготовке речи, но настоящую
проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных
импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.
Продуманная,
тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена.
Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой
ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии,
анатомии, акустики, сценической речи.
Психология,
педагогика помогут оратору (говорящему) выработать психологические
качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей
группе, и в неофициальной обстановке.
Поведение оратора на
трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных
ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием
психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой,
каков у него уровень культуры общения.
Таким образом, в
основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика,
эстетика, психология, педагогика.
И все же риторика —
лингвистическая наука. О том, как сотрудничаетриторика с новыми
науками, изучающими речевое поведение человека, вы узнаете в следующей главе.