Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 7 Показано материалов: 1-7 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Уроки риторики в первую очередь должны быть посвящены развитию творческих способностей и речи. для этого необходимо развивать пространственное и эмоциональное мышление. Большое количество мыслей нуждается в выражении словами, которые обязательно для этого найдутся. |
(Уроки риторики) Зрительный контакт и голосовой контактВзгляд — важнейшее
средство коммуникативного сотрудничества, поэтому необходимо научиться контролировать
его во время речи. Выступающий делает грубую ошибку, когда смотрит: на
потолок; в пол, себе под ноги; в пространство, на воображаемую линию горизонта;
на преподавателя, на ведущего собрания или на одного из присутствующих в первом-втором
ряду. Такой взгляд называют «невидящим», он не позволяет следить за реакцией
слушателей. С другой стороны, слушатели не чувствуют, что речь обращена именно
к ним. В результате внимание рассеивается, следить за смыслом трудно. «Постарайтесь смотреть
в глаза слушателям, переводя взгляд содного на другого, но так,
чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько,
чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный
взгляд. «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть
только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика
поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление,
что говорят именно с ним» |
Чувство аудитории и средства его воспитанияЧтобы выработать в
себе это чувство, нужно помнить: всякая хорошая речь (не только публичная) —
это общение со слушающим, поэтому нужно научиться говорить не слушателям, а со
слушателями. «... Коммуникативность речи, или ораторское чувство аудитории
проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с
говорящим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления
слушатели чувствуют, что сейчас будут говорить с ними, что человеку есть что
сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями со всеми
присутствующими» (21, 106). Существует три
средства, с помощью которых этот эффект достигается: 1) разговорность
речи; 2) зрительный
контакт; 3) голосовой
контакт. |
Требования к поведению говорящегоУбеждение с помощью
речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют
определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», —
гласит риторика. «Говори, чтобы я мог
узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление
производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель:
«Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том
случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее
произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех
же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно»
(Риторика: Книга первая) |
Речевое действие (речевой акт) и типы речиНа предыдущих
страницах мы рассмотрели понятие цели и выяснили, что, участвуя в речевом
событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению.
Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние
утверждали, что «слово — вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты
(Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание:
«Слово есть дело». Итак, говоря, мы совершаем определенное действие,
направленное на адресата. «Это действие, определяемоецелью
(намерением) говорящего, называется в неориторике и прагматике «речевой акт»,
«речевой поступок», «речевое действие». (21, 56). Очевидно, что речевые
акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые- лингвисты
составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В
соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего были выделены типы
речевых актов и типы речи. |
Речевая ситуацияВторая составляющая
речевого события — условия и обстановка, в которой происходит
речевое общение, и все те, кто в нем участвует, это «сцена
действия» и «действующие лица». Чтобы до конца понять, что такое речевое
событие и какова его структура, вспомним классическую пьесу. Текст пьесы — это
дискурс, который членится на действия, картины, явления. Так вот, «явление» в
классической пьесе сходно с речевым событием в реальной жизни: есть
определенный набор участников — действующих лиц», обстановка, в которой
происходит «явление», и диалог, протекающий в ней. Если состав участников
меняется (появляются новые лица или уходят прежние) или происходит перемена
«декораций» — наступает новое «явление» — новое речевое событие» (21, 48).
Приведем пример речевого события. Студенты собрались в аудитории в ожидании
лекции. Они обмениваются короткими фразами, делятся впечатлениями. Это одно
речевое событие. Входит преподаватель, начинает лекцию — начинается новое
речевое событие. |
Поток речевого поведения, или дискурсВ свою очередь поток
речевого поведения складывается из: 1. собственно
слов — того, что можно написать на бумаге; это вербальное (словесное)
поведение; 2. звучания речи
(ее акустики): громкости, высоты тона, быстроты темпаречи, пауз: это
акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон) 3. значимых
движений лица и тела: взгляда, жестов, мимики; это жестово-мимическое
поведение; 4. того, как
партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное
поведение (3-е и 4-е можно зафиксировать только с помощью
видеомагнитофона). |
|
|
|