Ораторское искусство по европейскому традиционному представлению свою историю
начинает в античной Греции. Золотой век греческого красноречия наступил во
второй половине пятого века до нашей эры, когда ораторское искусство
превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие
политической борьбы. От её участников, желавших влиять на ход государственных
дел требовалось умение выступать в народном собрании и завоёвывать симпатии
публики. Экклесии (народные собрания) были центрами общественной жизни
греческих городов-государств (полисов).
Но более мощным фактором развития
практики риторики, как уже сказано, было
судопроизводство. Рост богатства и его перераспределение привёл к необычайной
конфликтности внутри античного общества. Выяснение имущественных разногласий,
тяжбы разбирались в судах, где каждая из сторон была обязана сама защищать свои
интересы.
Спросом поэтому пользовались услуги наёмных
сочинителей судебных речей – логографов (букв. - словописцы). При отсутствии
профессиональных адвокатов их функцию выполняли эти наёмники, искусно
сочинявшие речи для своих клиентов, с которыми те выступали перед судьями.
Написание речи для суда требовало
немалого искусства: она должна была быть простой и краткой, чтобы заказчик – а
это чаще всего был не очень грамотный человек – мог заучить её и пересказать
перед судьями. Естественно, такая услуга хорошо оплачивалась. Поэтому профессия
логографа становится прибыльной. Спрос рождает предложение: появляются учителя
красноречия – софисты.
Софистика – духовно-воспитательное
и философское течение в древней Греции, зародившееся в 5 веке до нашей эры. Возникла
она как практика платного преподавания риторики и как философия, призванная
оправдать это ремесло.
Софист учил побеждать в споре на
любую тему («слабейшую речь делать сильнейшей» - Аристотель), применять
хитроумные приёмы доказательства, уловки, не смущаясь, идти против очевидного.
А чтобы ученика не мучила совесть, была придумана и особая философия,
призванная оправдать право говорить ложь, если это выгодно.
Слово «софист» у греков первоначально
означало «мудрец» или искусный в каком-либо деле человек. Но затем оно получило
иной смысл – нечестного спорщика, доказывающего сомнительные или откровенно
ложные вещи. Такой иронический оттенок оно получило впервые в устах Сократа (469-399),
древнегреческого философа, который был последовательным противником софистов.
Восходящее к этим лжеучителям и слово
софизм - это умышленно допускаемая
логическая ошибка в рассуждении с целью доказать нужное положение и победить в
словесном поединке.
(Вот примеры античных
софизмов.
Софизм
"рогатый".
То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял
рогов. Следовательно, ты имеешь рога.
Софизм
"куча".
Будет ли куча песку, из которой мы взяли одну
песчинку, считаться кучей? Да, будет. А если взять ещё одну песчинку? Будет.
Так как при последовательном отнятии по одной песчинке куча не перестаёт быть
кучей, то одна песчинка должна называться кучей.
Софизм Эватла.
Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем
условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый
процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и
потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в
суд, говоря ему следующее: "Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или
не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу
приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора". На это Эватл
отвечал: "Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к
уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если
же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора
суда".
(Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим
два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия
договора или нет.)
Софистов принято делить на две
группы. Первая – «старшие софисты»:
Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и Антифонт. Они – «отцы-основатели» этого
течения, остроумные мыслители и искусные ораторы.
Вторая группа – «младшие софисты»: Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл. Это ученики
старших софистов, которые довели искусство своих предшественников до простого
жонглирования словами, это были уже просто наглые спорщики (эристы), дошедшие в
своих взглядах до полного равнодушия к истине.