Очень характерна фигура второго по
значимости софиста – Горгия (
483-375).Как и Протагор, он не был
коренным афинянином, а приехал в 427
г. до н.э. из Леонтин (на острове Сицилия) в качестве
дипломатического посланника. Он имел задание убедить Афины помочь его родному
городу, который в это время воевал с Сиракузами. Своей речью он покорил народное
собрание: афинский флот был послан на выручку и осада была снята, а Горгий
стяжал заслуженную славу выдающегося дипломата и оратора. Спустя некоторое
время он возвращается в Афины и вслед за Протагором становится преуспевающим
учителем красноречия.
Горгий был учеником известного
Эмпедокла (490-430 г.г.)
– врача, философа, чародея, главы партии демократов (по мнению Аристотеля, и создателя
риторики).
Если Протагор доказывал, что всякое
суждение истинно, то, по мнению Горгия, всякое суждение ошибочно. Рассуждал он
примерно таким образом: "Ничто из
существующего не существует. Если что и существует, то непознаваемо. Если же
познаваемо, то непередаваемо" (из трактата "О природе, или о
несуществующем"). Такая философия получила название агностицизма (учение о непознаваемости мира).
Те, кто начинал вдумываться в это
правдоподобное высказывание, не могли не увидеть в нём скрытой насмешки над
слушателем. Ведь если всякое высказывание ложно, то это относится и к данному
высказыванию, следовательно, это суждение (что всякое высказывание ложно) есть
ложь.
Горгий презрительно относился к
словам - как своим, так и чужим. После себя он оставил известный полемический
приём - уловку Горгия. Суть её в том,
что серьёзные возражения оппонента следует встречать шуткой, насмешливо, а все
шутливые слова разбирать со всею возможной серьёзностью.
У Горгия красноречие было
одновременно и демонстрацией свободы мышления, от которой, как известно, рукой
подать до цинизма и полного аморализма. По мнению Горгия, оратор не должен быть
подобен простым людям. Людей Горгий презирал и учил такому отношению к своим
согражданам афинских юношей. "Искусство
убеждать людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами
по доброй воле, а не по принуждению".
Одна из двух сохранившихся написанных
им речей – «Похвала Елене» - прекрасно передаёт как особенности стиля, так и
воззрений автора на риторику. В ней он обращается к популярной истории о
похищении Парисом красавицы Елены – жены царя Менелая, из-за чего и началась
Троянская война (описанная в «Илиаде»).
Было принято считать, что Елена была виновата,
что изменила супругу. Вот эту точку зрения Горгий берётся оспорить в своей
речи, которая была им сочинена как некоторая учебная речь, призванная
продемонстрировать ораторский талант автора. По форме она ближе всего к
судебной речи адвоката.
Горгий последовательно перечисляет
все, как ему кажется, возможные причины, по которым Елена могла оказаться в руках
похитителя (произволение богов, насильственное похищение, действие уговоров или
любовная страсть). Рассматривая каждую из них, он делает заключение о том, что
Елена не смогла бы как слабая женщина оказать какого-либо сопротивления ни
одному из четырёх факторов.
Особенно интересно то, как Горгий
говорит здесь о силе, которое имеет словесное воздействие. Он прямо
приравнивает силу убеждения к грубому насилию, от которого защиты практически
нет: «убеждение…, хотя и не имеет вида
насилия, принуждения, но силу имеет такую же. Ведь речь, убедившая душу,…
заставляет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Убедивший так же
виновен, как и принудивший…».
«Слово, -
подчёркивает Горгий, - величайший
владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные».
Он называет два средства волшебства:
душевные заблуждения и ложные представления. Он далее указывает на двойственную
силу заклинания: напев (музыкальная или эмоциональная составляющая), который
может и «радость принести и печаль отвести», и слово (рациональная
составляющая речи),которое «чарует, убеждает и перерождает».
«И сколько, и скольких и в скольких делах убедили и будут всегда убеждать,
в неправде используя речи искусство!», - говорится в речи Горгия «Похвала Елене».
Слушая подобные софистические рассуждения,
греки были поставлены в затруднительное положение и не могли более относиться к
словам иначе, кроме как к орудию лжи.
Время, которое переживала Греция во второй
половине 5-го века до нашей эры, было временем необычайного нравственного
упадка. Конечно, софисты не были главными виновниками растления античного
общества: они только сформулировали и выразили общее направление умов демократии.
Несмотря на сомнительность своей
философии, старшие софисты сделали положительный вклад в культуру. Прежде
всего, конечно как творцы риторики как науки о грамотной, прекрасной речи. Горгий
разработал много приёмов риторической прозы, используя для повышения её силы
средства поэтической выразительности. Известны "горгианские фигуры":
антитеза
- члены предложения,
стоящие в противоположном отношении («Великий человек на малые дела», «Упал
больно, встал здорово» и т.п.)
равночленность фразы (аналогичные по форме, точно соответствующие
друг другу по объёму как бы параллельные предложения, по-другому - изоколия),
созвучие
окончаний (одинаковое звучание
заключительных фраз, так что они составляли как бы рифмы в речи).
Несколько слов о других старших софистах.
Гиппий известен
по двум диалогам Платона – «Гиппий больший» и «Гиппий меньший». Он изображается
почти карикатурно: в спорах с Сократом хвалится, что преподаванием сумел
заработать большие деньги. Гиппий считал, что законы общества противоречат
естественным законам природы. Цель жизни видел в достижении самоудовлетворённости
– автаркии.
Продик с Кеоса
- современник и ученик Протагора считается основателем синонимики. В диалоге
Платона "Федр" он ставит себе в заслугу то, что лишь один он отыскал,
в чём состоит искусство речей: они не должны быть ни длинными, ни короткими, но
в меру". В прочем он довольно типичный софист: имел прозвище
"безбожник", а по характеру был рабом денег и предан наслаждениям.
Антифонт -
оппонент Сократа, алчный прагматик. Счастье полагал в неге и роскоши. Мог
убедить кого угодно и в чём угодно, за что и получил кличку Нестор.
Младшие софисты развили до
логического конца учение Протагора и Горгия. Они уже просто лжецы и обманщики,
которые ради выгоды попирают истину и учат тому же молодых людей.