Аристотель(384-322), знаменитый древнегреческий философ, начинал карьеру в
платоновской Академии в качестве преподавателя красноречия и написал учебник – «Риторику» (ок. 300 г. до н.э.). В нём
систематически изложены теоретические основы риторики. Она определяется как «способность находить возможные способы убеждения
относительно каждогоданного предмета».
К риторике Аристотель относился как к
неизбежному злу, порождённому общей испорченностью нравов (имеется в виду демос
- те, кто заседал в народном собрании Афин и принимал решения голосованием,
слушая недобросовестных ораторов). Он считал, что истина сама по себе убедительна,
если бы слушателями были люди разумные, а процедуры принятия решений –
справедливыми. Но раз это не так, то риторику как комплексное средство
воздействия на чувства и ум, приходится преподавать,изучать и применять.
Аристотель обучал искусству
правильного рассуждения. Он разрабатывал проблемы логики: аналитику (искусство анализа, учение об умозаключении,
доказательстве, определении и делении понятий) и диалектику (искусство вести беседу; у Аристотеля – наука о
вероятных мнениях. Сам термин « логика» появляется уже после Аристотеля). Риторика
отличается от аналитики и диалектики прикладным характером, так как она
предназначена для того, чтобы не просто правильно рассуждать, но ещё и убеждать
людей.
В отличие от тех, кто считал творчество
процессом иррациональным, когда действует вдохновение свыше (например, Платон),
Аристотель стремился показать, что это ремесло имеет свои инструменты и приёмы
их применения.
Аристотельразличает два способа убеждения:
1.нетехнические: всевозможные факты,
данные, свидетельства, посылки, накоторые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях
(свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и показания, данные под
пыткой). В логике они чаще всего называются основаниями доказательства,аргументами или доводами;
2.технические, посредством которых
аргументы, связываются с выводимыми из них заключениями. Наиболеераспространенными формами логического вывода
является дедукция (от лат. deductio –
выведение) - умозаключения, в которых новая мысль выводится из некоторых посылок
чисто логическим путём. Например, изобретённый Аристотелем силлогизм.
Другой способ доказательства - индукция (от лат. inductio – наведение), когда
выводится какое-то общее правило на основании рассмотрения многих частных
случаев, обобщение фактов или суждений.Аристотель выявил два вида индукции: индукцию через простое перечисление
и неполную индукцию.
Убедительность речи основывается, поэтому,
1.на истинности (или правдоподобности) аргументов,
2.от методов рассуждения, с помощью которых из аргументов выводятся
заключения.
Поскольку, однако, явное и
развернутое использование дедуктивных и индуктивныхумозаключений крайне усложнило бы речь,
Аристотель рекомендуетиспользовать упрощения,
а именно вместосиллогизмов - энтимемы,
а индукции -примеры.
Под энтимемой подразумевают
сокращенный силлогизм, в котором пропущена та или инаяпосылка, хотя она легко подразумевается, а в
случае необходимости ее нетрудно восстановить (вместо полных и утомительных рассуждений,
перечислений посылок, приводятся только готовые заключения как нечто
очевидное).
Точно так же в обычной речи
достаточно сослаться на типичный пример, который может навестина индуктивное обобщение.
Такова в общих чертах
аристотелевскаяконцепция риторики,
опирающаяся скорее на логику.
Помимо логики доказательства в
Риторике уделено внимание и другим основополагающим категориям и терминам
которые затем были усвоены эллинистической традицией преподавания этого предмета.
Так, он определил три рода речей: совещательные (склоняющие или отклоняющие), судебные (обвиняющие или
оправдывающие) и торжественные, эпидейктические
(хвалебные или порицающие).
Три типа времени, рассматриваемые в этих речах: будущее (предмет совещательного
красноречия), прошедшее (судебного) и настоящее (торжественного).
Три стиля соответствуют
им: простой, средний и высокий.
Каждому типу речи – свой предмет соответственно: будущее, настоящее и прошедшее.
Три типа воздействия на аудиторию: логос ( сила логики),
этос (нравственный облик оратора) и пафос (страстность исполнения).
Аристотель знакомит с учением о страстях, о
типах слушателя, основами стилистики и композиции речей (четырёхчастная: введение,
основная часть, разделяющаяся на повествование и разработку, заключение),.
Однако, как считается ныне,эта система учила скорее исследовать речи, чем их составлять; поэтому его
"Риторика" почти не повлияла на практику риторического преподавания.
Есть ещё одно значительное для
практической риторики сочинение Аристотеля -«О СОФИСТИЧЕСКИХ ОПРОВЕРЖЕНИЯХ», дополнение к его произведению «Топике» в качестве его последней, девятой
главы.
Он представляет собой систематический
разбор и опровержение софистических уловок, при помощи которых в споре можно
получить обманчивую видимость победы. В трактате раскрывается логическая неправильность
софистических рассуждений.
Логические ошибки Аристотель делит на
две группы:
1) ошибки, основанные на словесном выражении,
и
2) ошибки мышления (рассуждения), независимые
от способа выражения в речи.
В первую группу он включает:
·«омонимию» (одно и то же слово используется для
обозначения различных понятий: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро.
Добра нужно делать как можно больше. Следовательно, лекарств нужно принимать
как можно больше.)
·«неправильное соединение слов»(в соединенных словах нет логической связи между объектами,
обозначаемыми этими словами: «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно,
сидящий стоит»).
·«неправильное разделение слов» (в словесном выражении разъединяется
то, что логически разъединить нельзя: «Два и три суть чет и нечет. Пять есть
два и три. Следовательно, пять есть чет и нечет»),
·«неправильное произношение и
двусмысленность флексий» (косит – косит).
Во вторую группу Аристотель относит
следующие собственно логические ошибки, среди которых:
1) ошибка на основании случайного
(свойства целого распространяются неправильно на свойство части: «Если Кориск
не то же, что Сократ, а Сократ – человек, то следует признать, что Кориск – не
то же, что и человек);
2) от сказанного просто к сказанному
с ограничением и наоборот — (положение, верное при некоторых условиях, выдается
как верное при всех условиях : «Бром – целебное средство прицелом ряде заболеваний». Тут надо возразить,
что не при всех);
«От смысла разделительного к смыслу
собирательному» (о целом утверждается то, что верно только относительночастей этого целого: «Если каждый из
симптомов – неопасен, то это не значит, что все они в совокупности неопасны»),
«От собирательного смысла к смыслу
разделительному» (выводы, верные относительно целого, переносятся на отдельные
его части: «Если библиотека хорошая, это не значит, что каждая книга в ней
хорошая»);
3) ошибка, которая затем в логике
стала известной под названием «ignoratio elenchi» («подмена тезиса» —нарушение «закона тождества», когда, начав
доказывать один тезис, переходят незаметно к доказательству другого, внешне
схожего с первым );
4) ложноедоказательство — логическая ошибка, которая
затем стала известной под названием «petitio principii» («предвосхищение
основания» —нарушение «закона
достаточного основания»: «когда аргумент сам нуждается в доказательстве «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»; или : «учение должно быть осуждено,
потому что оно – ересь»);
5) неправильное понимание связи
основания и следствия — логическая ошибка, которая затем в логике стала
известной под названием «post hoc, ergo propter hoc» («после этого, значит, по
причине этого» —нарушение закона
достаточного основания в процессе индуктивного умозаключения, смешение
причинной связи с простой последовательностью событий во времени.);
6) то, что не есть причина, принимается
за причину, или доказательство через невозможное (т.е. ложная причина – тут
можно привести в пример охоту на вредителей в сталинской России, когда неудачи
объяснялись происками врагов народа - вредителей;) ;
7) ошибка смешения нескольких вопросов
(или ошибка многих вопросов): задается сразу несколько вопросов под видом
одного, причём требуют ответить «да» или «нет», в то время как подвопросы
противоположны друг другу и на один можно ответить «да», а на другой «нет»:
«Престал ли ты бить своего отца? Да или нет?)
В споре с софистом Аристотель советует вскрыть двусмысленность слов и
выражений, употребляемых противником; разоблачать ложные посылки и неправильные
соединения посылок в силлогизме; пресекать попытки подмены тезиса; следить за
тем, чтобы в качестве истинных посылок не выставлялись такие положения,
которые сами нуждаются в доказательстве их истинности; раздельно отвечать на
вопросы, когда софист пытается смешать многие вопросы в один, и т.