Римская риторика связывается обычно с именем Цицерона (Marcus Tullius Cicero) (106 - 43 ). Это политический деятель, оратор, писатель. В
политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь своему
ораторскому дару. Он пытался остановить развал Римской республики и наступление
следующего неизбежного исторического этапа развития – империи, поплатившись за
это головой в буквальном смысле. Слишком уповая на силу человеческого слова, он
показал предел, за которым кончается его могущество.
Уважение к ораторскому слову было в
Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему
отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и
народном собрании. "Vir bonus dicendi peritus" - "достойный муж,
искусный в речах", - так определяет идеал древнего римского оратора Катон
Старший. Однако чтобы правильно понять его, следует помнить, что
"достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа.
Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен
вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии,
заколебался и ораторский идеал.
К новому красноречию греческого типа
Рим пришел в бурный век гражданских войн. Поднимающаяся римская демократия -
всадники и плебеи - в своей борьбе против сенатской олигархии нуждалась в
действенном ораторском искусстве.
В Риме появились школы греческих
риторов - сперва вольноотпущенников, потом свободных приезжих учителей.
Обеспокоенный сенат стал принимать меры. В 173 и
161 гг. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов.
Это не помогло: поколение спустя в Риме вновь свободно преподают греческие
риторы, и появляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и
довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям
римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому
сенат оставляет в покое греческих риторов и
обращается против латинских: в 92
г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красc в должности
цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не
отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием
латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики
греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в
Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.
Цицерон принадлежал к всадническому
сословию. Положение всадничества в римской сословной системе было двойственным:
оно было экономически могущественно и политически бесправно. Первая черта
сближала его с правящим сенатским сословием, вторая черта сближала его с восстающим
на сенат бесправным плебейством. В результате на долю всадничества выпадала
незавидная роль политических соглашателей: когда сенатское сословие непримиримо
упорствовало в своей монополии на власть, всадничество блокировалось с плебсом
и шло против сената в первых рядах оппозиции, но как только сенат шел на
уступки и делился долей власти с младшим сословием, всадничество меняло фронт и
решительно выступало против дальнейших притязаний своего вчерашнего союзника,
плебса. Сенатская знать презирала всадников как выскочек, плебейство
сторонилось их как изменников. Именно эта картина постоянных политических
колебаний остается типичной для всаднического сословия в целом, и именно жизненный
путь Цицерона служит этому самым ярким примером.
Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине,
маленьком городке Лация, во всаднической семье. Отроческие и юношеские годы он
провел в Риме. Здесь на форуме Цицерон слышал лучших ораторов своего времени -
Красса, Антония, Сульпиция, Котту; у родосского ритора Аполлония Молона,
преподававшего в это время в Риме, он учился греческому красноречию; знаменитый
трагик Акций и греческий поэт Архий руководили им в чтении поэтов; эпикуреец
Федр, стоик Диодот и приехавший в Рим академик Филон Ларисский были его наставниками
в философии.
Когда Цицерон впервые выступил с
речью на форуме, в Риме правил Сулла. Диктатура Суллы, жестокая и кровавая, была
своеобразной попыткой утвердить аристократическую республику методами
деспотической монархии. Оппозиция против Суллы (конечно, тайная и робкая) объединяла
не только всадников и плебс, но и многих представителей сенатской знати. К этой
оппозиции примкнул и молодой Цицерон. В одной из своих судебных речей он задел
влиятельного вольноотпущенника Суллы, в другой поставил под сомнение один из
законов Суллы, - выпады мелкие, но достаточные, чтобы привлечь неблагосклонное
внимание правителя.
Цицерон, всегда осторожный, начинает
беспокоиться за свою судьбу, и после трех лет удачной адвокатской практики
неожиданно покидает Рим. Он едет в Грецию, слушает в Афинах ученика Филона -
Антиоха Аскалонского, объезжает города Малой Азии с их славными риторическими
школами и на целый год остается на Родосе, где под руководством Молона изучает
Демосфена, стараясь достичь в своих речах его силы и избавиться от чрезмерной
пышности.
Только после смерти Суллы, в 77 г. двадцатидевятилетний Цицерон
возвращается в Рим. Он вновь принимается за адвокатскую практику и очень
успешно. Каким особенностям своего красноречиябыл обязан Цицерон этим успехам?
Во-первых, своей теоретической – философской и
риторической - подготовке.
Во-вторых, своему художественному
вкусу.
В-третьих, своему умению возбуждать в
слушателях страсть (его исполнительский принцип формулировался так: слушатель
должен быть потрясён).
Годом политического признания для Цицерона был
70 год, когда в Консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического
блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. Победа
реставрации должна была завершиться громким судебным процессом - расправой с
Верресом, наместником Сицилии, одним из ставленников аристократической реакции.
Этот процесс был поручен Цицерону, который провел его блестяще. Веррес удалился
в изгнание, не дожидаясь конца процесса, его адвокат, знаменитый Гортензий,
отказался от защиты, триумф был полный.
С этих пор Цицерон переходит от
должности к должности при единодушной общей поддержке. В 63 г. Цицерон делается
консулом ( высшая должность в республике) и наконец-то приступает к
практическому осуществлению своей мечты - "согласия сословий".
Обстоятельства ему благоприятствовали: в Италии было неспокойно, носились слухи
о волнениях рабов, у всех еще свежо было в памяти восстание Спартака, и перед
лицом общей угрозы сенат, всадники и народ предпочитали жить в мире. В самый
год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная
попытка государственного переворота. Цицерон воспользовался призраком анархии,
чтобы еще теснее сплотить все сословия на защиту государства. Наделенный
чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа он изгнал
из Рима Катилину и казнил его ближайших сообщников. Народ прославлял его как
второго основателя Рима, сенат наградил его небывалым почетным титулом
"отец отечества". Казалось, что Цицерон достиг пределов своих
желаний.
Однако этот высший взлет был для него
началом падения. "Согласие сословий", созданное им, было недолгим и
непрочным: оно рассыпалось, как только миновала непосредственная опасность.
Сенатская аристократия не хотела поступаться своими интересами ради интересов
других сословий, а демократы не могли простить Цицерону его расправу с
катилинариями.
В 58
г. по требованию плебейского вождя Публия Клодия,
личного врага оратора, за расправу с сообщниками Катилины Цицерон был объявлен
вне закона и вынужден удалиться в изгнание в Фессалонику. Правда, через полтора
года ему удалось вернуться. Практическая недостижимость желанного политического
идеала уже была ясна для него, и он
торопится хотя бы письменно, хотя бы в теории запечатлеть свою несбывшуюся
программу. Он пишет свои первые теоретические трактаты: "Об ораторе"
(55 г.),
"О государстве" и "О законах" (54-51 гг.).
В 51 г. неожиданное назначение
наместником в провинцию: полтора года провел Цицерон в глухой Киликии, приводя
в порядок налоги и воюя с горными разбойничьими племенами. А когда в последних
числах 50 г.
он вернулся в Италию, политическое положение в Риме уже совершенно переменилось.
Юлий Цезарь, завоеватель Галлии, с мощным войском стоял на пороге Италии,
требуя себе власти; страх перед общей угрозой объединил против него
аристократию во главе с сенатом и умеренную демократию во главе с Помпеем;
начиналась гражданская война, и обе стороны рады были привлечь к себе лучшего
римского оратора.
Казалось, выбор Цицерона был
предрешен: в союзе Помпея и сената ему вновь виделся образ долгожданного
"согласия сословий" против грозящей тирании. Но и тут идеальные понятия
Цицерона-философа сковали действия Цицерона-политика: гражданская война
казалась ему таким гибельным ужасом, что он не хотел встать ни на чью сторону,
пока не будут исчерпаны все средства примирения. Сперва он дожидается в Италии
Цезаря и тщетно просит его не преследовать помпеянцев; потом он переправляется
в Македонию к Помпею и убеждает его не отказываться от перемирия; разумеется,
никто его не слушает. Скрепя сердце, он остается в лагере Помпея, хотя обреченность
республиканцев ему ясна; но при первой вести о разгроме Помпея при Фарсале
летом 48 г.
он покидает Македонию и возвращается в Италию. В течение одиннадцати месяцев он
живет в Брундизии, томясь неизвестностью своей судьбы. Наконец, в сентябре 47 г. через Брундизий
проезжает победоносный Цезарь, ласково принимает Цицерона и позволяет ему
вернуться в Рим.
С этих пор Цицерон живет то в Риме,
то в своих поместьях, усталый и глубоко подавленный. Форум для него закрыт… Теперь
Цицерон живет в полном уединении, целиком отдавшись литературной работе – пишет
трактаты об ораторском искусстве.
В марте 44 г., в Риме под кинжалами
заговорщиков погиб Юлий Цезарь. Мгновенно государство очутилось вновь на пороге
гражданской войны. Вначале была еще надежда, что все обойдется мирно, как
обошлось когда-то после отречения Суллы; но достичь мира не удалось. Консул
Антоний, мечтая о диктатуре, собирал войска, чтобы мстить за Цезаря; приемный
сын Цезаря, девятнадцатилетний Октавиан, собирал войска, чтобы защищать сенат.
Брут отправился на Восток, чтобы
закрепить сенатскую власть над провинциями. Цицерон не принимал участия в этих
событиях: он видел, что политические счеты будут сводиться уже не речами, а
оружием и что ему здесь более нет места. В июле он решает покинуть Италию и
уехать в Грецию, где учился в это время сын его Марк; в дороге он отвлекается
от горьких мыслей, сочиняя по просьбе одного из друзей "Топику",
маленькое пособие по риторике. Но на половине пути в одной из гаваней южной
Италии он повстречал Брута, задержавшегося в пути на Восток; и несколько часов
их беседы произвели в душе Цицерона последний переворот. Он отказался от
поездки, отказался от философского уединения, вернулся в Рим и с мужеством
отчаянья бросился в борьбу за спасение республики.
Теперь он - признанный вождь сената и республиканцев:
осенью, зимой и весной 44-43 гг. он произносит перед сенатом и народом
четырнадцать речей, которые сам называет "филиппиками" в память о
знаменитых речах Демосфена; в них он клеймит Антония и превозносит республику и
Октавиана. Последняя филиппика была произнесена в апреле 43 г., это было торжественное
славословие первой победе сенатских войск над Антонием при Мутине; а через
полгода после этой победы наступило окончательное поражение. Побежденный
Антоний и победитель Октавиан сговорились и, вступив в союз, двинули войска на
Рим; беззащитный сенат признал за ними высшую власть; политические враги новых
правителей были объявлены вне закона и обречены на казнь; одним из первых в
перечне жертв был Цицерон.
Цицерон пытался бежать, но безуспешно. В ночь
с 6 на 7 декабря 43 г.
он был настигнут и убит на своей формийской вилле. Ему отрубили голову и руки и
отнесли их Антонию; Антоний приказал пригвоздить их на форуме перед той
трибуной, с которой Цицерон так часто выступал.