Творческая этика и воображение. Роль воображения в нравственной жизни. Энергетическая
этика.
Творческая этика предполагает бесконечность задачи, стоящей перед
человеком, и незавершенность мира. Но трагизм творческой этики в конечности
осуществления всякой бесконечной задачи. Для этики творчества основное значение
имеет творческое воображение. Без воображения творческий акт невозможен. Творчество
и есть прежде всего воображение себе иного, лучшего, высшего, возникновение
образа этого иного, лучшего, высшего. Творческое воображение представляет себе
лучшее, чем окружающая действительность. Ибо творчество всегда возвышается над
действительностью. Воображение играет такую роль не только в мифотворчестве
и искусстве, где никто этой роли не отрицает, но и в научных открытиях и в технических
изобретениях и в нравственной жизни, в создании более высокого типа отношений
между людьми. Существует нравственное воображение, творящее образ лучшей жизни,
и лишена нравственного воображения лишь законническая этика. Воображение не
нужно лишь для автоматического исполнения закона или нормы. Сила творческого
воображения есть принцип таланта в нравственной жизни. Человек наряду с законническим,
нормативным моральным миром, который закончен и к которому ничего нельзя прибавить,
создает себе, воображает мир высший, свободный, прекрасный, лежащий по ту сторону
обыденного добра и зла. И этим красна жизнь. Жизнь, в сущности, никогда не может
протекать исключительно по закону, люди всегда воображают себе иную, лучшую,
более прекрасную и свободную жизнь, воображают ее себе и реализуют возникшие
образы. Царство Божье есть воображение, т. е. возникновение образа совершенной,
прекрасной, свободной, полной, божественной жизни. Ничего не воображает только
закон, или, вернее, он воображает себе только исполнение и нарушение закона.
Но самое совершенное исполнение закона не есть образ совершенной жизни. Воображение
может быть и источником зла, может быть злое воображение и фантазмы. Злые помыслы
есть дурное воображение. В воображении зарождаются и преступления. Но воображение
есть также источник творчества лучшей жизни. Человек, лишенный воображения,
не способен к творческим нравственным актам, к созданию лучшей жизни. Самое
понятие лучшей жизни, к которой нужно стремиться, есть результат творческого
воображения. Не имеющие воображения думают, что никакой лучшей жизни не может быть и не должно
быть, а есть лишь неизменный порядок жизни, в котором должен осуществляться
закон, сам по себе неизменный. Огромную роль воображению придавал Я. Беме *.
Мир сотворен Богом через воображение, через в вечности возникавшие в Боге образы,
которые есть вместе с тем и реализация их. Огромное значение воображению придают
и современные психологи и психопатологи, и отрицательное и положительное значение.
Они раскрыли, что воображение играет в жизни людей безмерно большую роль, чем
думали. Через воображение создаются болезни и психозы человека, и через воображение
же они могут и излечиваться. Этика закона запрещает человеку воображать себе
лучший мир и лучшую жизнь, она приковывает человека к данному миру, к обыденности,
социально организованной, и повсюду ставит свои запреты, свои табу. Но этика
творчества порывает с миром обыденности и не хочет знать законнических запретов,
она противопоставляет «образ» высшей жизни «закону» данной жизни.
Этика творчества есть этика энергетическая. Повышение
энергии жизни, качественное и количественное, творческий подъем энергии есть
один из критериев нравственной оценки. Добро есть радий в духовной жизни, и
основное качество его есть радиоактивность, излучаемость и неиссякаемость. И
в этике происходит борьба энергетизма с нормативизмом. Мораль закона и мораль
творческой энергии постоянно находятся в борьбе между собой. При онтологическом
и энергетическом понимании добра моральное добро совсем не оказывается целью
жизни. Замечательно, что абсолютное и совершенное осуществление добра сделает
его ненужным и приведет к совершенному забвению нравственных различений и оценок.
Природа нравственной жизни и добра таковы, что они предполагают дуализм и борьбу,
т. е. мучительный и трудный путь. Совершенное преодоление дуализма и связанной
с ним борьбы ведет к отмиранию того, что в пути мы называли добром и нравственной
жизнью. Осуществление добра есть вместе с тем его упразднение. Оно совсем не
есть конечная цель жизни и бытия. Оно есть лишь путь, лишь борьба в пути. Добро
не нужно мыслить телеологически, его нужно мыслить энергетически. В добре важнее
всего реализуемая творческая энергия, а не идеальная нормативная цель. Человек
осуществляет добро совсем не потому, что он ставит себе целью осуществить добро,
а потому, что он добр или добродетелен, т. е. заключает в себе творческую энергию
добра. Важен источник, а не цель. Человек борется за добро не потому, что он
поставил себе сознательною целью бороться за добро, а потому, что в нем есть
энергия добра и энергия борьбы. Добро и нравственная жизнь есть путь, в котором
исходная точка и конечная точка совпадают, это есть излучающая творческая энергия.
Конечную же цель бытия онтологически и космологически следует мыслить как красоту,
а не добро. Совершенное, полное и гармоническое бытие есть красота.
Платон определял красоту как великолепие добра. Красота есть осуществление добротной
природы, и «добротолюбие» значит «красотолюбие» (filocalia). Этика телеологическая
есть этика законническая и нормативная. Добро есть цель жизни, т. е. норма,
закон, который мы должны исполнять. Телеологическая этика всегда обнаруживает
отсутствие нравственного воображения, ибо мыслит цель как норму должного, а не как образ, т. е. порождение творческой энергии жизни. Нравственная жизнь
должна слагаться не по цели и норме, а по образу и творческому излучению. Красота
же есть образ творческой энергии, излучающейся на весь мир и преображающей мир.
Телеологическая этика, основанная на идее добра как абсолютной цели, враждебна
свободе, в то время как этика творческая и энергетическая есть этика свободы.
Красота есть тварь преображенная, добро есть тварь, скованная законом, обличающим
грех. И парадокс в том, что закон сковывает энергию добра, он не хочет, чтобы
добро было понятно как энергия, ибо тогда мир уходит из-под его власти. Преодоление
морали закона есть преодоление абсолютных повелений, запретов, табу и замена
их бесконечной творческой энергией. Инстинкт в нравственной жизни человека играет
двоякую роль: он унаследован от древней природы, от человека архаического, в
нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность,
и в нем же есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе человека,
о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни. Поэтому отношение
этики творчества к инстинктам сложное и двойственное — она и освобождает инстинкты,
подавленные законом, и преодолевает их, борется с ними во имя высшей жизни.
Ибо инстинкты не только подавлены законом, но они сами, порожденные социальной
жизнью первобытных кланов, превращаются в закон, сковывающий творческую энергию
жизни. Так, напр., инстинкт мести, как говорилось уже, есть наследие древней
социальной жизни, и он связан с законом. Этика творчества освобождает не всякие
инстинкты, а инстинкты творческие, т. е. творческую энергию человека, которая
скована запретами закона. Но она и борется против инстинктов, и хочет их сублимировать.
Этика телеологическая, которую можно целиком отнести к этике закона, ведь метафизически
предполагает власть времени в дурном смысле слова. Ибо время или конститурируется
идеей цели, которая должна быть осуществлена в будущем, или идеей творчества,
которое реализуется в будущем. В первом случае человек находится во власти этой
цели и созданного ей времени, во втором случае он владеет временем, ибо в нем
реализует свою творческую энергию.
Источник: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_06.html |