Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество
тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с
воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для
творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития
мышления. Психология творчества проявляется во всех его
конкретных видах: изобретательском, научном, литературном,
художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества
конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени
обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены
соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью
человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных
переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для
психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а
другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое
время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения
творческому процессу, что было обосновано известным французским
психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения",
по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на
самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы
фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков
и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала
подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что
способность к творчеству можно развивать. Так, английский
ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В
результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо
предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь
нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в
этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в
пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют
некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта.
Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства
решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен
неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно
изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных
областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый
объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере
науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне
решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит
совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает
многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за
пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать
открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую
задачу. По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения
творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие.
Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством
специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее
сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы
научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в
«легкую». Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость,
произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое
преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам
и осуществляется определенными способами. Новые представления
возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям
анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в
мысленном разложении исходных представлений на составные части
(анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е.
носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий
процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при
формировании обычных образов воображения.
Источник: http://silentcity.at.ua/forum/25-73-1 |