Воображение в творчестве
Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а
особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность
художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы
суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного
содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том,
чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии
сохранения основных требований жизненности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем
причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его
автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара
Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем
мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину
наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение
узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать,
а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии
с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и
реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования
воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая
техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого
человека. Поэтому основная задача художественного произведения–
показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и
другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону,
а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто
более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и
значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее.
Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает
и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в
фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае
должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем
значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они
должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены.
Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о
некоторых черт действительности, с целью придать образность и
наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут
быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь
о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая
какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от
действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова
логика творческого воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке
оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других
формах.
Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что
все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают
"полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко
оценивал и Ленин, считая, что "она нужна не только поэту. Даже в
математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”.
Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том,
что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее
разрешению.
Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном
исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои
знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую
ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими
словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели
и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент»
своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.
Источник: http://www.diplomatclinic.ru/index.php/alias/stat_ps16 |