Суббота, 12.10.2024, 10:06
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Психология развития личности [27]
Теории личности в психологии [16]
Психологические типы личности [19]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 806
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология личности » Психология развития личности

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности
Методологические предпосылкиконцепциидвойной детерминации развития личности

З.Фрейд и В.Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности. При всем различии подходов к изучению соотноше-ния «среды» и «наследственности», «степени животнос-ти» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки.

Антропоцентристская парадигма мышления. Сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздейству-ющей на него среде (биологической, социальной или физической).

Абсолютизация филогенетических, социогенетических, он-тогенетических закономерностей развития человека. Из антропоцентрической парадигмы мышления о человеке вытекает либо взгляд на человека вне истории его разви-тия, либо абсолютизация закономерностей какого-либо этапа одного процесса эволюции человека.

Человек -- существо социально-генетическое не толь-ко потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эво-люционных закономерностей образа жизни в истории фи-логенеза, антропогенеза и социогенеза.

В связи с этим, по мнению Асмолова А.Г., постановка вопроса о «степени живот-ности» и «степени человечности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изо-лирует человека из системы общества, в которой он толь-ко и существует; во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику ис-тории человеческого вида в эволюции, смену законо-мерностей этой эволюции.

Поэтому, например, бихевиористы, изучающие чело-века как «стимульно-реактивное» существо, взаимодей-ствующее с той же средой, что и животные, допускают не только определенную абстракцию от закономернос-тей развития человека в истории общества. Они допуска-ют также и абстракцию как биологи, отождествляя закономерности развития вида «человека» с закономерностями развития других видов. Аналогичную двойную абстракцию проделывает и социобиология, перенося за-кономерности развития «общественных» насекомых на закономерности человеческого вида и общества.

Своего рода образцом скачка из филогенеза и эмбрио-генеза в область изучения типологии личности служит кон-ституционная концепция личностиУильяма Шелдона. Беря за основание своей концепции понятие «соматотония» (тип телосложения), У.Шелдон из трех слоев зародышевых ли-стиков в эмбриогенезе -- эндодермы (из эндодермы обра-зуются внутренние органы), мезодермы (из мезодермы образуются мышечные и костные ткани) и эктодермы (из эктодермы развиваются кожа и нервные ткани) выводит разные соматотипы, из них -- типы темперамента, из них -- характер личности, а затем и закономерности развития общества. Закономерности эмбриогенеза организма, при-сущие самым разным биологическим видам в филогене-зе, абсолютизируются и возводятся в ранг закономерностей развития общества. На место закономерностей развития об-щества становятся закономерности филогенеза и эмбрио-генеза, присущие разным биологическим видам.Концепция У.Шелдона не только не учитывает социального происхождения личности. Она еще в большей степени, чем концепции бихевиористов, погружает процесс раз-вития человека в самые глубокие пласты биологической эволюции, не учитывая биологическую специфику вида Homo sapiens.

Примером абсолютизации закономерностей социоге-неза и их прямого переноса на онтогенез личности явля-ется концепция рекапитуляцииСтенли Холла. Согласно С.Холлу, подобно тому, как эмбриогенез в сжатом виде воспроизводит филогенез, онтогенез в сжатом виде про-ходит основные исторические этапы социогенеза. С.Холл устанавливает отношения равенства между тремя раз-ными периодами развития человеческого вида -- эмбрио-генезом, социогенезом и онтогенезом. Так, ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы раз-вития общества (животная фаза, фаза охоты и рыболов-ства, конец дикости и начало цивилизации и т.д.), как эмбрион проходит основные этапы филогенеза.

За этими примерами стоит абсолютизация тех или иных частных реальных закономерностей эволюционного про-цесса и изолирование процесса становления личности из антропогенетического, социогенетического и онтогенети-ческого историко-эволюционного процесса развития че-ловечества. Развитие личности опосредствовано историей антропогенеза и социогенеза человеческого вида, а по-этому вопрос о существовании животного, «низшего» начала в человеке и т.п. как с точки зрения философской методологии, так и с позиций системной и конкрентно-научной методологии упускает из виду тот факт, что че-ловек родится человеком в мире человека.

«Искусственные миры» вместо «мира человека в обществе».

Парадоксальность различных представлений о «среде», «культуре» и т.п. заключается в том, что так называемые «среды», например «физическая среда» в понимании Ньютона, «геометрическое пространство» Эвклида, «система координат» Декарта, являются человеческим изобретением, как и любые другие системные проявления предметного мира.

В.И. Вернадский называл научную деятельность человечества тем геологическим фактором, который приводит к возникновению ноосферы. В ноосфере и обитают многочисленные «лабораторные миры», «искусственные среды», «абстрактное время и пространство», открытые наукой, а потом принятые за реальность, подчиняющуюся универсальным законам.

Искусственные миры, неявно выдаваемые за особенности образа жизни в данном обществе, приводят к возникновению не только «психологических миров», «физической среды», «биологической среды», но и не в меньшей мере к «искусственным мирам» культуры (А.Г. Асмолов).

Гипертрофия культуры может привести к тому, что «среда» обернется «миром безличных социальных норм», которые подчиняют социальным шаблонам антропологические характеристики разных индивидов, их природные мотивы и потребности.

Из реальных фактов существования социальных норм в «мире человека» исследователь, оказавшийся под влия-нием схем двухфакторной детерминации развития лично-сти, вынужден сделать выводы о существовании двух изолированных миров -- «мира социальных норм», при-сущего некоей типичной личности в данной культуре («ба-зовой личности»), и «психофизиологического мира» индивида, от индивидуальных естественных особеннос-тей которого зависит в незначительной степени адапта-ция к этим социальным нормам.

Гомеостатическая модель развития психики человека. За схемами двухфакторной детерминации развития личнос-ти стоит гомеостатическая модель, выводящая любые про-явления активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению равновесия. Именно эта модель была исходной для психоанализа З.Фрейда, его метапси-хологических построений. Впоследствии на гомеостатическую модель опиралось большинство теорий психического развития человека, в том числе и теория швейцарской школы генетической психологииЖ.Пиаже. Ж.Пиаже провел скру-пулезный анализ разных вариантов гомеостатических объяснений эволюции в биологии и психологии, рас-сматривающих процесс взаимоотношения организма со средой.

По мнению Ж.Пиаже, могут быть выделены неэволю-ционистские и эволюционистские подходы к пониманию адаптации. К числу самых распространенных неэволюци-онистских подходов относится преформизм, сводящий адаптацию к актуализации изначально заложенных в орга-низм наследственных структур и нивелирую-щий роль внешней среды в процессе эволюции. Среди эволюционистских взглядов на взаимоотношение организ-ма и среды Ж.Пиаже выделил три варианта:

а) объясне-ние адаптивных изменений организма исключительно влиянием среды (ламаркизм);

б) объяснение адаптации эндогенными внутренними мутациями с последующим отбором;

в) объяснение адаптации прогрессирующим вли-янием внешних и внутренних факторов.

Свою теорию по-знавательного развития Ж.Пиаже относит к третьему варианту -- к концепции двухфакторной детерминации познавательного развития ребенка.

При всем своеобразии теории генетической психологии Ж.Пиаже она в понимании адаптации процесса развития сходна с представлениями психоанализа об ассимиляции и диссимиляции, обеспечивающими стремление организ-ма при взаимодействии со средой к состоянию равновесия. Поэтому идеи психоанализа о развитии, о двухфактор-ной детерминации личности ни в коей мере не следует считать только достоянием истории психологии.

Правомерны ли представ-ления о развитии организма в эволюции как адаптивном процессе? Из принципов анализа человека как активного «элемента» развивающейся системы следует, что обяза-тельным условием развития является возникновение преадаптивных неутилитарных проявлений поведения человека, возникающих в системе и обеспечивающих ее историческую изменяемость, особенно в непредвиденных критических ситуациях. Подобное понимание развития систем в историко--эволюционном подходе к пониманию человека резко расходится с пониманием развития в пси-хоанализе. Само ядро данного понимания может быть пе-редано следующим образом: «Процесс жизни есть не уравновешивание с окружающей средой... а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы раз-вития и самообеспечения»(Бернштейн Н.А., 1966).

Из принципов гомеостатического понимания развития человека вытекает ряд прикладных направлений изуче-ния динамики поведения организма. Встает вопрос, су-ществуют ли конкретные факты, которые рассогласуются с гомеостатической моделью развития. Так, из схемы кон-фронтации двух факторов в частности следует, что орга-низм, стремящийся к удовольствию, при встрече с неблагоприятными обстоятельствами или барьерами на пути достижения объекта, испытывает отрицательные эмо-ции, которые им подавляются или, если есть возможность, сводятся к минимуму. Эта схема З.Фрейда получила ши-рокое распространение в психосоматике --направлении психологии и медицины, изучающей влияние психологи-ческих факторов, психотравмирующих ситуаций на мно-гие соматические заболевания. В психосоматике как общепризнанный факт принимается положение о том, что неотреагированные отрицательные эмоции (тревога, страх, гнев) приводят к вредным соматическим последствиям.

Основываясь на идеях З.Фрейда, Ф.Александер пред-ложил свою схему действия на организм отрицательных эмоций у человека. Адаптивное значение отрицательных эмоций в регуляции поведения организма заключается в том, чтобы оценить смысл для организма неблагоприят-ной ситуации. После эмоциональной оценки ситуации как неблагоприятной могут быть осуществлены два типа по-веденческих реакций -- бегство или борьба. У животных отрицательная эмоциональная оценка ситуации приводит к таким физиологическим изменениям организма, кото-рые призваны обеспечить либо борьбу, либо избегание неблагоприятной ситуации (повышение мышечного то-нуса, учащение пульса, повышение артериального давле-ния и т.п.). Вслед за такой психофизиологической преднастройкой у животных разворачивается поведенчес-кий акт. По-иному происходит адаптация у человека. В силу многих социальных запретов при эмоциональной оценке ситуации как опасной он далеко не всегда может отреаги-ровать бегством или агрессией. Между тем механизмы физиологической мобилизации, выработанные в ходе эво-люции, срабатывают, что и приводит в начале к стойкому вегетативному возбуждению, а затем и к органическому поражению внутренних органов, например к гипертони-ческой или язвенной болезни.

Из схемы «разрядки» эмоции в поведении, предложен-ной Ф.Александером, следуют три вывода:

1) отрицательные эмоции вредны организму, причем если они подавлены, то их вред возрастает;

2) эмоционально-нейтральная ситуация предпочтитель-нее для адаптации организма, чем отрицательные эмоции;

3) позитивные эмоции полезны для организма, так как дают возможность более полно проявиться принципу удовольствия (В.С.Ротенберг).

Здравый смысл, а также некоторые факты из области психосоматики на первый взгляд подтверждают гомеостатическую схему «разрядки» эмоций Ф.Александера, а тем самым концепцию конфронтации двух факторов З.Фрейда.

Схема «разрядки» Ф.Александера была проанализирова-на В.С.Ротенбергом -- одним из последователей создателя «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. В.С.Ротенберг приводит две группы фактов, которые не только проти-воречат схеме Ф.Александера, но и показывают ограни-ченность концепций детерминации двух факторов.

Первая группа фактов основывается на наблюдениях врачей за поведением людей, их подверженностью раз-личным заболеваниям во время экстремальных критичес-ких ситуаций, массовых катастроф, войны, блокады. Во время войн падает процент психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония). Далее, в эк-стремальных условиях повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, например у борющихся с эпи-демиями врачей; у матерей, которые являются единствен-ными кормильцами детей. В указанном круге ситуации резкое ухудшение условий жизни, порой совершенно не-человеческие ее условия приводят к возрастанию отрица-тельных эмоций, которые не только не влекут за собой предсказанные З.Фрейдом и Ф.Александером последствия, а приводят при одном обязательномусловии к прямо про-тивоположным эффектам. В качестве такого условия выс-тупает активное вовлечение людей в экстремальных ситуациях в ратную или трудовую деятельность, за кото-рую они несут ответственность и ради которой преодоле-вают самые различные препятствия. При отказе от деятельности и при возвращении в нормальные ситуации, несмотря на положительные эмоции, как это ни пара-доксально, процент психосоматических заболеваний вновь возрастает.

Вторая группа фактов, рассогласующихся со схемой «раз-рядки» эмоций Ф.Александера, касается «болезней дости-жения»,или, как их удачно называет В.С.Ротенберг, «синдрома Мартина Идена».Для «болезней достижения» ха-рактерно то, что резко выраженные психосоматические за-болевания возникают у людей на гребне успеха, то есть при достижении той цели, к которой они стремились и наконец достигли. Человек стремится завершить любимое дело, не-утомимо борется за истину, в общем, ставит перед собой сверхзадачи, разрешает их и... возникают «болезни достиже-ния» (инфаркты и т.п.), вызванные психогенными причи-нами. В основе «болезней достижения» лежит та же самая причина, которая вела к повышению сопротивляемости человека к психосоматическим заболеваниям, -- поисковая активность, деятельность по преодолению подобных ситуаций. Однако при «болезнях достижения» резкий отказ от поис-ковой активности влечет за собой утрату смысла существо-вания, что может привести и приводит порой к тяжелым соматическим последствиям, в том числе и к смертельному исходу. Данные две группы фактов не укладываются в тра-диционные представления психосоматики, а тем самым в стоящую за психосоматикой гомеостатическую модель раз-вития личности.

Они также свидетельствуют о том, что без учета целе-направленной деятельности, снимающей оппозиции «че-ловек -- среда», «личность -- общество», картина представлений о развитии личности не просто обедняет-ся, а искажается, приводя к противопоставлению челове-ка и его жизни в человеческом мире.

Дуализм схем двухфакторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентричес-кой парадигмой мышления о человеке, помещением че-ловека в «искусственные миры» среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютиза-цией закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолеваются в системном историко-эволюционном деятельностном подходе к изучению человека.



Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00012776_0.html
Категория: Психология развития личности | Добавил: sova (23.03.2010)
Просмотров: 3939 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz