Помощь взрослых в развитии творческих способностей ребенкаВсе
взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо
заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в
другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая
его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и
сочных плодов. Ни у кого ни вызывает сомнения, что 5 дней назад
посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который
ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по
меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских
способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в "сад
жизни” ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему
свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью,
надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у
которого ствол-то еще не крепок. Некоторые "заботливые” родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые. Так,
француженка Сисиль Лупан с восторгом описывает, как трехлетняя дочка,
"чувствуя себя вполне свободно”, беседует с дядей репортером,
приехавшим проверить способности детей. Сначала она рассказала ему
"какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала
басню Жана Ладоонтена – "Лиса и журавль”, потом спела, куплеты о
Бурбонах и объявила, между прочим, почему Генриха 4 называли дамским
угодником”. Действительно, запомнить все это трехлетнему ребенку с его
огромным объемом памяти не составит труда, но лично у меня возникает
вопрос: "А для чего это нужно самой девочке?” По-моему, это зачем-то
нужно маме, а ребенок в 3 года вполне может обойтись и без рассуждений о
"дамских угодниках”. Автор утверждает, что ее маленькие девочки
(второй девочке 2 года) счастливы, получая знание. Конечно, все дети
счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в
школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие
именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних,
есть знания несвоевременные, а есть просто вредные. А знаете, что
произойдет с ребенком, если попытаться "ускорить” его рост, постоянно
подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки
повиснут в воздухе. В возрасте 2 – 3 лет ребенок только начинает
познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать
собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это
необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в
"медвежью услугу”. Известно, что возраст с 3 до 6 – это возраст
"почемучек”. Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и
почему именно так. Если до наступления этого возраста научить
ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав
готовый ответ в книге. У ребенка, который научился читать
раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях
интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и
размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а
станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще
страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть основа творчества.
Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой
пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних
превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок
совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений:
почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы,
вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька – учительница. Что
может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого
учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им
уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: "Его (ее) ничем не
удивишь”. Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание
познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где
творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно. Ах как
мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но,
оказывается, все не так просто. Мы не раз с вами будем говорить о том,
что взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми.
Искусственное "выращивание” и "ускорение развития” часто приводят к
плачевным результатам. Занимаясь ускоренным развитием
интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг,
который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне
за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже
помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и
стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые
действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого
себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним
проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим,
если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям!
Иначе откуда берутся такие слова: "Не трогай!”, "Уйди отсюда!”,
"Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!”, "Вот я до тебя доберусь!”. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка. Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт
– выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже
положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть
определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми.
Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может: - Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
- Остановить развитие его уникальных способностей;
- Заглушить проявление индивидуальности;
- Привести к неправильному выбору в жизни;
В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями: - Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.
- Второй путь
– ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и
встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть
загублен.
Кроме того, неправильный (или непродуктивный)
стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные
ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а
целое подменяться частным и мелочным. Четыре этапа развития способностей Независимо
от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются,
можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на
пути от способностей к таланту. 1. Первый этап – игровой. На
этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и
наставников, и великодушных героев, являясь примером для
подражания. Ребенок лишь "играет” со своими способностями,
примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей
может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но
первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми
трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии:
"Неторопливость, спокойствие, рассудительность.” 2. Второй этап – индивидуальность. Этот
этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети,
способности которых четко проявляются значительно раньше. На
этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в
семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают
выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в
жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе.
Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее
исключение, чем правило. Большинство детей школьного
возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и
тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже
индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для
этой стадии характерно то, что взрослые постоянно
приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Если
дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным
педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе
индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может
подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то
есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой
стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать
высоких результатов. 3. Третий – этап роста. Ребенок
нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится
основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную
позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На
этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать
результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования,
проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей. 4. Четвертый – этап мастерства. На
этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих
сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего
мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают
таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к "звездной болезни”. Вывод: - На первом этапе ребенок тянется за родителями;
- На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
- На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Несмотря
на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и
становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах
чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.
Источник: http://mama-mariel.ru/content/view/82/9/ |