Практические логики как проблема В статье, предшествующей его книге "Практическое чутье"
(и носящей то же заглавие), Пьер Бурдье говорит: "Итак,
следует признать в практике определенную логику, которая не
является логикой логики, чтобы мы не допустили требования
от нее большей логики, чем она может дать, и чтобы мы не были
вынуждены освобождать ее от непоследовательности или навязывать
ей непротиворечивость" (Бурдье 1998). В этой статьи меня
будут интересовать мотивы, которые заставили Бурдье поставить
практическую логику как проблему, а также методологические
трудности, которые помешали ему решить эту проблему (кроме
как в ее общей форме).1 Меня также будет занимать
непроясненная, не разделенная на смысловые пласты связь между
хабитусом как практическим чутьем, практической логикой и
стратегиями - как "встречей хабитуса с особой конъюнктурой
поля" (Бурдье 1993: 78). Я закончу беглым очерком проблемы
наблюдения как проблемы коммуникативных стратегий и практической
логики наблюдателя (поскольку они являются функцией того,
что сам наблюдатель в свою очередь наблюдаем наблюдаемым в
процессе наблюдения). Бурдье называет "эффектом теоретической нейтрализации"
эффект, исходящий из позиции теоретика, которая - независимо
от того, дает ли себе отчет в этом занимающий эту позицию,
или нет - нейтрализует практические интересы, останавливает
мышление по нормам практической логики и т. д. (Бурдье 1998).
Этот эффект представляет собой нечто вроде спонтанно срабатывающего
и ограничивающего вовлеченность агента в практическую жизнь;
он продиктован как позицией теоретика в объективной структуре
поля науки, так и тем, что она является позицией именно в
этом поле. Поэтому рефлективность рефлексивной социологии
Бурдье состоит и в требовании методологического контроля над
эффектом теоретической нейтрализации (как над полевым эффектом)
в форме "теории несовпадения теории и практики"
(Там же). Как мы увидим, эффект нейтрализации, если его не
поставить под методологический контроль, сделает невидимой
несоизмеримость несоизмеримых практических миров (а вместе
с тем, как мы увидим, и их логик), развертывая их в одной
плоскости - в плоскости теоретизирования. Так этнолог или
социолог2 получает доступ к "логике системы,
которая была бы недоступной частичному н неконтинуальному
взгляду, но в то же время он имеет все шансы игнорировать
изменение в статусе, которое он налагает на практику и ее
продукты, и вместе с тем приобрести амбицию искать решения
проблем, которых практика не ставит и не может ставить, вместо
того чтобы задать себе вопрос, не состоит ли характерное для
практики в том, что она исключает эти вопросы" (Бурдье
1998). Именно отсутствие теории несовпадения теории и практики,
говорит Бурдье по поводу Леви-Стросса, искушает нас подменить
практическую логику обменивающихся дарами тем, что он называет
"структурной истиной обмена" (ср. "логику системы");
а сам обмен дарами, - говорит он, - оказался бы невозможным,
если эта структурная истина выйдет наяву (см. Бурдье 1993:
27). Довод Бурдье, без сомнения, приложим везде в гуманитарных
науках - ср., например, как в своих экспериментах Пиаже вменяет
детям операции, взятые из алгебры и логики. Именно эту приложимость
я буду обсуждать далее, и все-таки прежде нужно поставить
вопрос: что такое практическая логика и что в ней логического? Согласно одному афоризму о практической логике, несущему
на себе отчетливые следы почерка Бурдье, мы "не должны
искать в произведениях хабитуса3 больше логики,
чем там есть: логика практики в том, чтобы быть логичным до
степени, в которой, если будешь логичным, перестанешь быть
практичным" (Бурдье 1993: 83). Этот афоризм, однако,
некритически предполагает логику логиков ("формальных
логиков") как масштаб, как мерило; а проблема, скорее,
в том, что при чрезмерности логичности перестаешь быть не
только практичным, но и логичным (в соответствии с собственной
мерой практической логики). Таким образом Бурдье уходит, подчеркнем
это еще раз, от проблемы несоизмеримости между логиками -
как между логикой логиков и практическими логиками, так и
между самими практическими логиками.4 Заявление
множественности логик, соответствующей множественности полей
(ср. Бурдье 1993: 26), остается скорее добрым методологическим
намерением, скорее методологическим афоризмом, вместо того
чтобы очертить контуры, как сказал бы Гуссерль, "рабочей
проблемы". Несмотря на некоторые тонкие логические догадки
(как, например, проблема предметной области в практическом
состоянии5), Бурдье не тематизирует как раз
то, что дало бы практической логике характер логики: логическую
форму, логический вывод, функцию логических законов при этом
выводе и т. д. Он не тематизирует этот момент, так как не идентифицирует
его как теоретическую проблему, ни имеет в распоряжении метод,
который позволил бы решить эту проблему: "Если a priori
немыслимо написать алгебру практических логик, то видно, что
это возможно при условии, что нам известно о том, что логическая
логика - которая говорит о практических логиках лишь негативно,
в самих операциях, посредством которых она конституируется,
отрицая их - не подготовлена описать их, не разрушая их. "(Бурдье
1998). На самом деле "алгебра практических логик"
является, без всякого "если", именно a priori немыслимой,
так как логическая форма как предмет исследования в науке
логики - логическая форма, о которой думают формальные логики,
- не только умерщвляет при описании (каковое умерщвление налицо
при всяком теоретизировании о ней), но и скрывает логическую
форму как форму, логическую форму живой мысли, логики, на
которой мы мыслим. По самой своей сущности, как мы увидим
далее, эта логическая форма имплицитна ("всеобщая и общезначимая
допредикатная очевидность" - ср. Деянов 1998а: 41)6
и ее эксплицирование должно удержать эту имплицитность. Именно
такое эксплицирование логических форм живого мышления предлагает
неклассическая трансцендентальная логика (см. там же); поэтому
мы спокойно можем сказать, что она и есть искомая теория практических
логик ( в т. ч. практических логик теоретических практик). Теория практических логик всегда разрушала бы, умерщвляла
бы то, что она исследует - так, как это обстоит и с исследованием
живой ткани под микроскопом; проблема, однако, в том, чтобы
не вменять метод исследования логической формы самому исследуемому
предмету. Алгебра логики - которая при экспликации логической
формы теряет ее имплицитность - очевидно не отвечает этому
условию. Само имя "алгебра", хотя бы и в модальности
гипотетичности, является индикатором того, что Бурдье принимает
в некоторой степени догматически логику логиков - не проблематизируя
ее до конца, не заостряя до конца теорию несовпадения между
теорией и практикой. Он не осмысливает проблему отношения
между наукой логики и логикой, на которой мы мыслим, как проблему
несовпадения между логической теорией и практической логикой
и как проблему позиции формального логика в поле науки. Если
бы Бурдье проблематизировал это несовпадение, он дал бы себе
отчет в том, что само имя "алгебра" является методологической
ловушкой перед рефлексией: Бурдье как бы искушается думать,
что - если наука о практической логике была бы возможна -
она была бы математизируема. Прежде чем перейти к коммуникативным стратегиям (и для того,
чтобы перейти к ним), я вернусь к теории дара Бурдье и его
критике Леви-Стросса, у которого проблемы стратегий дарообмена
и практических логик обменивающихся дарами остались нерасчлененными.
Здесь я совсем бегло очерчу, как они могут быть расчленены.
По Бурдье - в противоположность обмена по формуле "дай,
чтобы получить" - между подарком и обратным даром должен
быть временной интервал, ответный дар должен быть различным
и отложенным (different et defere), "чтобы позволить
тому, кто дает, пережить свой дар как дар без ответа, и тому,
кто отвечает, пережить свой дар как безвозмездный и не определенный
первоначальным подарком" (Бурдье 1997: 145). Как будет
видно далее, отложение во времени - это одна из стратегических
игр со временем, стратегема в коммуникации между обменивающимися
дарами; тогда как осознание подарка и обратного дара как безвозмездных
является логической формой их практической логики. Это практическая
логика, несоизмеримая с рыночной логикой агентов в модерном
экономическом поле, мыслящих товары как нечто, которое нельзя
давать безвозмездно. Здесь я могу сформулировать своего рода
гипотетическое обобщение: практические логики (как и алогизмы
практической жизни) обслуживают стратегии агентов, но лишь
при условии, что эти стратегии в явной форме учитывают обслуживающие
их логики - даже когда они их нарушают.
Источник: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs34deyanov.htm |