Философские концепции мышления и их влияние на
теорию психологии. Законы и процессы человеческого мышления подробно
рассматривал еще Р. Декарт. Основное положение учения Декарта
заключается в следующем: животные действуют по закону механики и их
поведение можно объяснять строго детерминистически. Но для человека, по
мнению Декарта, такое объяснение поведения не годится. Человек, в
отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому
возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; он
не может быть выведен из материальных явлений, и корни его поведения
уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материальными законами.
Эти взгляды и составляют сущность дуалистической концепции Декарта:
признавая возможность механистического объяснения поведения животного,
он одновременно считал, что сознание человека имеет совершенно особую,
духовную природу и что подходить к явлениям сознания с тех же
детерминистических позиций нельзя. На тех же позициях стояли
психологи Дильтей, Шпрангер и др., которые считали, что высший уровень
абстрактного поведения, которое определяется отвлеченными категориями,
действительно является характерным для человека. Однако этот уровень
есть проявление особых духовных способностей, заложенных в психике
человека, и эта возможность выйти за пределы чувственного опыта и
оперировать отвлеченными категориями есть свойство духовного мира,
который налицо у человека, но которого нет у животных. Близкие к
Декарту взгляды выражал в этом плане и И. Кант. Для Канта, как известно,
существовали апостериорные категории, то есть то, что выводится из
опыта, и априорные категории, то есть категории, заложенные в глубинах
человеческого духа. Суть человеческого познания, утверждал Кант, и
заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта;
это трансцендентальный процесс - процесс перехода от наглядного опыта к
внутренним сущностям и обобщенным рациональным категориям, заложенным в
существе человеческого духа. Представления кантинианства оказали
влияние и на научную мысль ХХ века. Так, по мнению Э. Кассирера, для
человеческого духа свойственны символические формы, которые проявляются в
знаках, в языке, в отвлеченных понятиях. Человек тем и отличается от
животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое
поведение в пределах "символических форм", а не только в пределах
наглядного опыта. Эта способность мыслить и действовать в символических
формах является результатом того, что человек обладает духовными
свойствами; для него характерны абстрактные категории мышления,
отвлеченные духовные принципы сознания. Такие принципы можно лишь
описывать, но нельзя объяснить - на этом принципе строится вся
современная феноменология, то есть учение об описании основных форм
духовного мира. Вершиной этого учения стали труды немецкого философа Э.
Гуссерля.
Источник: http://www.4i5.ru/novr1307.html |