Суббота, 12.10.2024, 09:51
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Психология развития личности [27]
Теории личности в психологии [16]
Психологические типы личности [19]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 806
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология личности » Психология развития личности

Схема системной детерминации развития личности.
Схема системной детерминации развития личности.

В качестве отправной точки при анализе проблемы природной и социальной детерминациичеловека, а также связанных с ней вопросов о роли социальной среды в развитии личности, движущих сил развития личности, ее жизненного пути, структуры личности, твор-ества, личностного выбора и, наконец, характера и спо-собностей личности может быть дана следующая методологическая характеристика психологии личности: «Личность это не индивид; это особое качество, которое приоб-ретается индивидом в обществе, в целокупности отноше-ний, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается» (А.Н. Леонтьев, 1983).Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества яв-ляется вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и вне-шние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида (А.Н. Леонтьев).

С этой точки зрения проблема личности образует но-вое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных от свойств и состояний человека; это -- исследование его места, позиции в системе, кото-рая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это -- исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретен-ное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным воз-можностям удовлетворения потребностей человека» (А.Н. Леонтьев).

Данная А.Н.Леонтьевым характеристика психологии личности представляет собой конкретную страте-гию психологии личности как самостоятельного направ-ления психологической науки, которой присущи, во-первых, определенные ориентиры, задающие общую логику изуче-ния развития личности: разведение понятий «индивид» и «личность», «личность» и «психические процессы», а также выделение новой схемы детерминации развития личнос-ти. Во-вторых, конкретные области психологии личности, высвечиваемые этими ориентирами. Основная особенность данной характеристики психологии личности состоит в том, что она является выражением полисис-темного видения личности.

Первый ориентир -- это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «инди-вида» и «личности», отражающих специфику их развития в природе и обществе.

При выделении понятия «индивид» в психологии лич-ности отвечают, прежде всего, на вопрос, в чем данный че-ловек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. По-нятие «индивид» не следует смешивать с противополож-ным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обо-значает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» является ла-тинский термин индивидуум. Характеризуя личность, также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. «Индивид» выступает как преимущественно генотипическое образо-вание, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида, дос-траиваемой в процессе созревания организма. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные при-способительные процессы, в то время как развитие лич-ности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождают-ся, а личностью становятся (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

В обыденном сознании «индивид» и «личность» неред-ко отождествляются между собой. Истоки отождествления этих понятий восходят еще к мифологической антропо-логии Древнего Египта, откуда идея телесно инкапсули-рованной личности перекочевала в христианскую мифологию, а затем проявилась в таких психологических течениях, как психоанализ, персонология и гуманисти-ческая психология. Это понимание «телесности» личности нашло, в частности, выражение в том, что некоторые персонологи, прослеживая этимологию термина «лич-ность», указывают не только на греческую или латинс-кую этимологию этого термина «персона» -- маска, а затем «роль артиста», но и на удобное для разведения различ-ных психологических течений разграничение в немецком языке терминов «Personlichkeit» и «Регsonalitat». Первый немецкий термин близок по значению к латинскому «персона» и отражает то социальное публичное впечатле-ние, которое данный человек производит на других лю-дей. Термин «личность» в этом смысле сводит понятие «личность» к внешним публичным проявлениям человека. В данном значении термин «личность» используется пре-имущественно в ролевых подходах к пониманию социаль-ного поведения человека.

Термин «личность» в значении второго немецкого термина отражает ядро, сердцевину, неповторимую глубинную природу человеческого существа, которая может быть врожденной, приобретенной, но, главное, телесно инкапсулированной. С помощью этого термина подчеркивается устой-чивость личности, ее автономность от изменяющихся со-циальных ситуаций, общества в целом. В этом значении термин «личность» как правило, употребляется психоана-литиками (З.Фрейд, К.Юнг), представителями гуманисти-ческой психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), а также создателем теории неповторимости индивидуальной лич-ности Г.Мюрреем. В персонологии Г.Мюррея пространством обитания личности считается мозг человека. В указанных течениях личность выступает как нечто «единичное», уни-кальное, резко отличающееся от периферийного соци-ального фасада, то есть социальной маски, персоны, «социального индивида».

Если различие реальностей, обозначаемых понятиями «индивид» и «личность», упускается из виду, сущность личности размещается в пространстве «индивида», а ис-следователи опираются на схему двухфакторной детерминации развития личности и многочисленные био-логические типологии личности, опирающиеся при построении этих типологий на те или иные свойства индиви-да, например, на особенности его внешнего или внут-реннего телосложения (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк и др.). Игнорирование несовпадения реальностей, обозначаемых понятиями «индивид» и «личность», влечет за собой две крайности: либо развитие личности подменяется разви-тием индивида, вследствие чего появление различных психических новообразований механически приурочива-ется к тому или иному возрасту по чисто хронологическим и биологическим критериям; либо процессы созревания индивида не учитываются вообще в социологизированных подходах к изучению личности.

Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирические основа-ния. Если представить шкалу с противоположными точ-ками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», вроде различных ми-фических личностей, а на другом -- «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (фено-мен Маугли).

Трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей, приходится иногда наблю-дать в домах-интернатах для престарелых (В.Ф.Болтенко). В.В.Давыдов, приводя пример из известной повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича», проводит грань между биологической смертью «индивида» и порой опе-режающей ее смертью самосознания личности. Иван Иль-ич знал, что умирает, но никак не мог принять этого. «Возможно, это и покажется парадоксальным, но люди порой "умирают" задолго до биологической смерти. Умирают, ибо все ими сделано и исчерпана до конца та воз-можность выразить себя в мире, которая дается каждому лишь раз. И у "роковой черты" остается только одно -- сказать себе правду о своей жизни. Остается только испо-ведь как форма самораскрытия изнутри. И эта правда, ко-торую должен сказать себе человек, является последним, что ему остается сделать в жизни. Иван Ильич сказал себе эту правду, и ему было легко умирать, так как он уже фактически похоронил свою душу -- эту, по меткому вы-ражению М.М.Бахтина, последнюю смысловую позицию личности» (Давыдов В.В., 1979). Самосознание личности оставляет человека, а жизнь индивида в системе социальных отношений еще продолжается, что ставит перед медиками порой немало трудноразрешимых этических проблем.

При разграничении понятий «индивид» и «личность» и эмпирическом плане самого пристального внимания заслуживает обнаруженный психогенетиками феномен «мы-самость» -- существование одной личности у однояйцевых близнецов, не могущих существовать друг без друга ни во времени, ни в пространстве. Одна личность тем самым как бы обслуживается двумя индивидами.

Наряду с разграничением понятий «индивид» и «лич-ность» в отечественной и зарубежной психологии при характеристике личности используют различные триа-ды: «организм», «социальный индивид», «личность» (М.Г.Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «ин-дивидуальность» (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьевым было введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности». Через по-нятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» -- социаль-ное положение человека в обществе, общественные фун-кции -- роли, цели и ценностные ориентации, определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г.Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» -- интегративное целостное объединение «индивида», «лич-ности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживался В.С.Мерлин, разраба-тывающий концепцию «интегральной индивидуальности».

И.С. Конвыделил несколько ориентаций изучения личности. Биогенетическая ориентация исследования развития человека в онтогенезе приводит исследователей к изучению, прежде всего фенотипических особенностей созре-вания организма. Социогенетическая ориентация побуждает исследователей к разработке представлений о закономер-ностях развития «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева. Персоногенетическая ориента-ция приводит к анализу преимущественно формирования са-мосознания личности, проявлений ее «индивидуальнос-ти». Выделяя эти ориентации изучения личности, И.С.Кон отмечает: «Поскольку каждая из этих моделей (реализа-ция биологически заданной программы, социализация и сознательное самоосуществление) отражает реальные сто-роны развития личности, спор по принципу «или--или» не имеет смысла. «Развести» эти модели по разным «носи-телям» (организм, социальный индивид, личность) так-же невозможно, ибо это означало бы жесткое однозначное разграничение органических, социальны^ и психических свойств индивида, против которого выступает вся совре-менная наука».

При анализе соотношений «индивида», «личности» и «индивидуальности» как «элементов» эволюционирующей системы анализируются их взаимосвязи в филогенетичес-ком, антропогенетическом, социогенетическом, онтоге-нетическом и функциональном аспектах их развития, а также ставится вопрос о преобразовании закономернос-тей историко-эволюционного процесса в ходе истории вида.

Появление человеческого индивида в «мире человека» опосредствовано всей историей его вида, которая прело-милась в наследственной программе индивида, подготав-ливающей его к специфическому для данного вида образу жизни. Так, только человеку присущи рекордная продол-жительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; раз-мер веса мозга ребенка, составляющий всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека. Последний факт станет еще более красноречивым, если вспомнить, что вес мозга большинства обезьян при рождении составляет более двух третей взрослой особи и достигает веса мозга взрослой обезьяны уже к концу первого года жизни.

Беспомощность человеческого индивида при рождении -- яркое свидетельство того, что закономерно-сти биологической эволюции потеснились, преобразова-лись, а на первый и крупный план вышли закономерности историко-эволюционного процесса развития ребенка. За-коны биологической эволюции давно перестали быть дви-жущим фактором прогрессивного развития человечества. «Но такие явления, как спонтанные аборты (15% от всех беременностей), мертворождения (1% от всех родов), оп-ределенное количество бесплодных браков, повышенная смертность мальчиков в первый год жизни, -- все они... должны рассматриваться как элементы естественного от-бора против определенных генотипов» (Бочков Н.П.).

Образ жизни человечества, как это вытекает из тео-рии А.Н. Северцова, приводит к конкретной перестройке за-кономерностей историко-эволюционного процесса, но именнок перестройке этого процесса, а не к его полной отмене. Закономерности эволюции не просто отмирают, а ради-кальным образом преобразуются, в корне меняется логи-ка причин и движущих сил эволюционного процесса. Индивидные свойства человека выражают, прежде всего, тенденцию человека как «элемента» в развивающейся си-стеме общества к сохранению, обеспечивая широкую адап-тивность человеческих популяций, особенно когда речь идет о филогенетически наиболее древних уровнях орга-низации индивида. Однако биология онтогенеза -- инди-видного развития человека, несмотря на большое количество фактов, по мнению классика современной биологии Б.Л.Астаурова, в сущности, еще отсутствует. И главные ее трудности как раз в том и заключаются, что индивидное развитие чело-века осуществляется в контексте социального образа жиз-ни, который не просто накладывается на природный «субстрат» человека, а и в антропогенезе, и в социогенезе, и в жизненном пути личности приводит к преобразо-ванию этого природного «субстрата». В связи с этим на индивидное развитие человека в онтогенезе не могут быть перенесены закономерности биологической эволюции, разработанные на материале филогенеза в биологии. Воп-рос о природе и характере этих закономерностей, в том числе и о влиянии жизненного пути личности на онтоге-нетическое развитие индивида, еще не разрешен. В методологическом плане, с какого бы уровня мето-дологии вопрос о соотношении биологического и соци-ального в человеке не рассматривался, его решение расходится не только с фактами социо-логии и психологии, но и биологии. Индивид по способу жизни в среде коренным образом отличается от любых других биологических видов. «Никто не возражал бы иметь глаз орла, желудок кашалота, сердце ворона и т.д., то есть обладать звериным здоровьем и "зверской" физичес-кой работоспособностью. Но человеческое общество не могло бы сложиться, если бы у людей сохранились животные отношения к вещам и друг другу; звериные отно-шения к миру разрушили бы и общество, и человеческое в нас самих. У человека нет "биологического" в простом и основном значении этого термина -- животно-биологи-ческого. Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных от живот-ных инстинктивных форм деятельности и поведения»(П.Я. Гальперин, 1976).

Таким образом, при разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционного подхода к изучению развития человека не происходит подмены этими понятиями терминов «био-логическое» и «социальное». Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропоцентристской парадигмой мышления, теряет смысл. Глав-ными вопросами становятся вопросы о преобразовании закономерностей биологической эволюции в историчес-ком процессе развития общества и о системной детерми-нации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность в со-циальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.

Второй ориентир -- системная схема детерминации раз-вития личности.

Основаниемэтой схемы является совместная деятель-ность, посредством которой осуществляется развитие лич-ности в социально-историческойсистеме координат данной эпохи. «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздей-ствия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделен-ный сознанием, и есть его «Я». Дело, однако, обстоит вовсе не так... Многообразные деятельности субъекта пере-секаются между собой и связываются в узлы объективны-ми, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.

Анализ деятельности и сознания неизбежно при-водит к отказу от традиционного для эмпирической психологии эгоцентрического, «птолемеевского» пони-мания человека в пользу понимания «коперниканс-ского», рассматривающую систему взаимосвязей людей в обществе. Нужно только при этом подчеркнуть, что включенное в систему вовсе не значит растворя-ющееся в ней, а, напротив, обретающее и проявляю-щее в ней силы своего действия» (А.Н. Леонтьев, 1977).

Во избежание односторонней интерпретации представ-лений о совместной деятельности как основания разви-тия личности необходимо подчеркнуть, что «центром» личности являются не столько сами по себе «узлы» или «иерархии деятельностей» личности в социальном мире, а то, что порождается в многообразных деятельностях, то, ради чего и как человек использует приобретшие для него личностный смысл социальные нормы, ценности, иде-алы, в том числе и индивидные свойства, в своей жизни.

На определенном этапе развития личности взаимо-отношение между личностью и порождающим ее деятельностным «основанием» изменяется. Совместная де-ятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а по-рой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, в ходе жизни обозначается переход от ре-жима употребления, усвоения культуры -- к режиму кон-струирования различных социальных миров.

Вне анализа многообразных совместных деятельностей как оснований развития личности возникают серьезные трудности при реализации в психологии принципов раз-вития и историзма. Вопросы о том, как индивид вовлека-ется в общественные отношения, каким образом приобретается системное «сверхчувственное» качество, позволяющее характеризовать индивида как «личность», как зовут ту силу, которая не только может породить лич-ность, но и определить закономерности ее функциониро-вания и развития, через что личность выражает свои отношения к миру и преобразует мир, -- остаются без ответа. Путь к решению этих вопросов открывается в том случае, если в качестве системообразующего основания в схеме детерминации развития личности берется совмест-ная деятельность. Индивидные свойства человека и соци-альная среда не являются чем-то внешним по отношению к целенаправленной деятельности, не понимаются как два «фактора», варьируя которыми по принципу «больше-меньше» таинственный кукольник определяет судьбу личности, ее поступки. Они как бы погружены в много-образные деятельности, и их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований «потока деятельностей».

Индивидные свойства человека -- предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-ге-нетическое, а его индивидные особенности подготовле-ны к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» (термин Б.Г.Ананьева) на ран-них этапах онтогенеза не представляют собой биологичес-кую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в «потоке деятельностей», а выступают как «без-личная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные предпосылки чело-века, преобразуясь в ходе жизни человека, являются ус-ловием развития личности. Иногда приписываемый ряду психологов взгляд, будто бы деятельностный подход сбра-сывает вообще индивидные свойства со счетов при ана-лизе развития личности, или утверждение о полном прекращении действия биологических закономерностей развития человека основаны на недоразумении. «...Начиная от кроманьонского человека, то есть челове-ка в собственном смысле слова, люди уже обладают все-ми морфологическими свойствами, которые необходимы для процесса дальнейшего безграничного общественно-исторического развития человека -- процесса, теперь уже не требующего каких-либо изменений его наследствен-ной природы. Таким действительно и является фактичес-кий ход развития человека на протяжении тех десятков тысячелетий, которые отделяют нас от первых представ-лений вида Homo sapiens: с одной стороны, необыкно-венные, не имеющие себе равных по значительности и по все более возрастающим темпам изменения условий и образа жизни человека; с другой стороны, устойчивость его видовых морфологических особенностей, изменчивость которых не выходит за пределы вариантов, не имеющих со-циально существенного приспособительного значения.

Значит ли это, однако, что на уровне человека проис-ходит остановка всякого филогенетического развития? Что природа человека как выразителя своего вида, раз сло-жившись, далее не меняется?

Если признать это, то тогда необходимо также при-знать и то, что способности и функции, свойственные современным людям, например тончайший фонематичес-кий слух... -- все это является продуктом функциональных онтогенетических изменений (А.Н.Северцов), независящих от достижений развития предшествующих поколений.

Несостоятельность такого допущения очевидна» (Леонтьев А.Н., 1983).

В деятельностном подходе к изучению личности речь идет не об остановке биологической эволю-ции человека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределы вариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни -- хижины или дворцы, усвоенные в процессе социализации роли, -- сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях пекущийся о своем благополучии приспособ-ленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рожде-ния культуры достоинства. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Тем-перамент и задатки, впрочем, как и любые индивид-ные предпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы выс-шей нервной деятельности и т.д.) определяют формаль-но-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения че-ловека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности (А.Г. Асмолов).В связи с этим, напри-мер, конституция или какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирова-ние личности. Основатели конституционных типологий личности (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связь индивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь.

Индивидные свойства человека развиваются и преобразуются в кон-тексте социально-исторического образа жизни общества.

Социально-исторический образ жизни -- источник разви-тия личности в социогенезе.В философской методологии, а также в ряде конкретных социальных наук, прежде всего и социологии, образ жизни характеризуется как совокуп-ность типичных для данного общества, социальной груп-пы или индивида условий жизни. В психологии в сходном смысле употребля-ется понятие «социальная ситуация развития», которое было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личнос-ти, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С.Выготским и стало широко применяться в дет-ской и социальной психологии благодаря исследованиям Л.И.Божович и Б.Г.Ананьева. Говоря о «социальной ситу-ации развития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», то есть некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те кон-кретные общественные отношения, которые застает «ин-дивид», появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю «индивида», сами по себе выступа-ют как «безличные» предпосылки развития личности.

Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат -- оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

О природе времении его роли в детерминации разви-тия личности в психологии известно немного. Классичес-кие исследования В.И.Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологичес-кой, биосферной и социальной системах затронули и пси-хологию. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заим-ствованном из классической механики. Любые трансфор-мации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения, интерпретиро-вались как иллюзии, как «кажущиеся» отклонения от фи-зического времени. В отечественной психологии тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно вклю-чено -- в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жиз-ненного пути человека, -- был сформулирован С.Л.Ру-бинштейном. «...Кажущимся оно (время) является только по отношению к общепринятому официальному, за которое принимается время природы, время механи-ческого движения материи. Субъективно переживаемое время -- это не столько кажущееся, субъективно данное в переживании якобы неадекватно преломленное время дви-жущейся материи, а относительное время жизни (поведе-ния) данной системы -- человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека. В концепции времени отражается теория детерминации процесса». Эта идея С.Л.Рубинштейна лишь недавно стала интенсивно разрабатываться в психологии личности. В исследовании Е.И.Головахи и А.А.Кроника дается характеристика раз-личных форм детерминации времени жизни человека:

- фи-зического или хронологическоговремени, к которому до сих пор сводится представление о времени в позитивистски ориентированной психологии познания;

- биологическоговремени, зависящего от жизнедеятельности биологичес-ких систем и изучаемого, прежде всего, в цикле работ о (биологических ритмах жизни, о биологических часах;

- ис-торического времени, обусловленного особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей (кто, например, сейчас назовет поездку из Петербурга в Москву путешествием, как это сделал А.Н.Радищев);

- психо-логическоговремени личности, представляющего собой одновременно условие и продукт реализации деятельнос-ти в ходе жизненного пути личности.

Ось исторического времени образа жизни личности в данном обществе дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности -- исторически обусловленную протяженность детства в этой культуре; объективный режим смены игры -- уче-бой, учебы -- трудом; распределение временного бюд-жета на «работу» и на «досуг», характерное для этого типичного образа жизни. Без учета исторического времени те или иные особенности деятельности человека, вов-лечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящи-ми либо из самого ребенка, либо из его непосредственного социального окружения. Они могут лишь чуть замедлить или ускорить исторический ритм образа жизни, но не изменить его в рамках данной эпохи.

Другая ось образа жизни -- это социальное простран-ство, в которой существуют на данном интервале исто-рического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту.

В волшебной сказке М. Метерлинка «Синяя птица» доб-рая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит лишь повернуть этот алмаз, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. Как и в любой настоящей сказке, в этой сказке есть большая правда. Окружающие людей предме-ты человеческой культуры действительно имеют «душу». И «душа» эта не что иное, как «поле значений», существу-ющих в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия, в форме ролей, понятий, ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в «по-ток деятельностей» (а не «поток сознания») и через их систему усвоит экстериоризованные в человеческом мире «значения». Совместная деятельность и есть тот «алмаз», который, как правило, совершенно этого не осознавая, поворачивает человек, чтобы увидеть «души» предметов и приобрести свою собственную «душу».

Иными словами, в окружающем человека мире объек-тивно существует особое социальное измерение, создавае-мое совокупной деятельностью человечества, -- поле значений. Это поле значений отдельный индивид нахо-дит как вне-его-существующее -- им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому так же, как то, что входит в его образ мира (А.Н.Леонтьев). Организуя деятельность в со-ответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Со-циальное пространство кажется столь естественным, из-начально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда ока-зываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например, различия в эт-ническом самосознании, ценностных ориентациях и т.д.

Социально-исторический образ жизни личности -- источник развития личности, который в ходе жизни личности превраща-ется в ее результат. В реальности личность никогда не скова-на рамками заданных социальных ролей. Она, -- не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявно утверждается в ролевых концепциях личности.

Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, кото-рая своими «личностными действиями» (Д.Б.Эльконин), поступками и деяниями вмешивается в культуру, порой отстаивая себя в культуре, а порой теряя себя в ней.

Проявления активности личности возникают не в ре-зультате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего на-чало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока деятельностей противо-речиях, которые и являются движущей силой развития личности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрение продуктивных (творче-ство, воображение, целеобразование и т.п.) и инструмен-тально-стилевых (способности, интеллект, характер) проявлений индивидуальности личности.

При переходе деятельности личности от режима по-требления, усвоения культуры в режим созидания и творче-ства биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества. По словам Л.Сэва, «время жизни» человека превращается в его «время жить».



Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00012776_1.html
Категория: Психология развития личности | Добавил: sova (23.03.2010)
Просмотров: 7743 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz