Мнемоника (от греч. μνημη - память). - Под название М. или мнемотехники
подводятся различного рода приемы, способствующие искусственному
запоминанию возможно большего числа представлений. Издавна делались
попытки найти способы, которые облегчали бы запоминание. Уже древние
народы и дикари знали уже целый ряд приемов, дававших точки опоры для
памяти. Древние норвежцы вырезывали на деревянных дощечках особые значки для запоминания календарных и метеорологических моментов; древние римляне делали значки на ногтях для запоминания праздников и пр.; в наше время татуирование
индейцев и других имеет мнемонический характер, как и столь часто
употребляемые узелки, зарубинки и пр. В детских садах пользуются
песнями для того, чтобы выучить детей грамматическим и арифметическим
правилам и пр. Геродот
находил зачатки мнемоники как искусства у египтян; но гораздо
вероятнее, что мнемоника получила свое начало у греков. Основателем ее
одни называют Пифагора, другие - Симонида. Гиппий, Теодект, Хармид и Метродор
Сцепсий разрабатывали мнемонические приемы и в искусстве запоминания
доходили до виртуозности. У греков мнемонику переняли и римляне. Цицерон и Квинтилиан
интересовались М., изучали ее и даже рекомендовали своим ученикам, но
не останавливались на ней настолько, чтобы заняться ее разработкой или
усовершенствованием. Все вышеупомянутые древние авторы, занимавшиеся
М., пользовались так назыв. топологическим методом, состоявшим в том,
что какие-либо существующие или воображаемые места (корабли, комнаты и
пр.) разделялись на 50-100 и более квадратов, или мест запоминания,
причем с каждым из таких мест связывалось представление о каком-либо
предмете. Метродор для мнемонических целей воспользовался 12 знаками
зодиака, подразделив их на 360 мест, и т. д. В Средние века М. была совершенно заброшена; в VIII в. Алкуин в своей риторике
писал, что ему ничего не известно относительно каких-либо методов,
которые способствовали бы укреплению памяти. Только в ХIII ст. Рожер Бекон написал обстоятельное сочинение, трактующее об искусстве запоминания; оно хранится в рукописи в Оксфордском унив. Раймонд Люллий, Джордано Бруно, Винкельман и др., в период с XIII по XVIII
ст., были усовершенствователями и пропагандистами М., которая, однако,
не пускала глубоких корней. Из мнемонистов текущего столетия
пользовался успехом священник из Белиц (вблизи Эйленбурга) Кестнер; он
применял метод древних к изучению языков и сам отличался замечательно
развитой памятью; написал "Mnemonik od. System der Ged ä chtnisskunst
der Alten" (Лпц., 1804). Наибольшей популярности достиг барон Аретин,
библиотекарь Национальной библиотеки в Мюнхене. Он написал ряд книг по
М. и ввел на место древних мест запоминания буквы, комбинации которых
должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию.
Он написал: "Systematische Anleitung zur Theorie u. Praxis der M." (Зульцбах, 1810).
В 20-х годах большим успехом пользовался француз Эме Пари, предложивший
метод рефлексов. Его книжка "Principes et applications diverses de la
mn é motechnie" в короткое время выдержала ряд изданий. Пари превращал
числа в слова, вводя на место цифр согласные. Сам он обладал сильно
развитой памятью. Поляк Язвинский и польский генерал Иосиф Бем, а также венгерец гр. Майлат
не внесли ничего нового в М., но пропагандировали ее между своими
соотечественниками. Датчанин Карл Отто, отчасти под псевдонимом
Ревентлов, отчасти под своим именем, составил лексикон,
руководство и пр. по М. Под его влиянием многие увлекались М., и она
была даже введена во многих средних учебных заведениях. Его метод был
основан на том, что наиболее легко и прочно запоминается все
превратившееся в мысль и перешедшее в сознание, вследствие чего числа и
слова были превращаемы им в целые фразы. Соч. его: "Lehrbuch der
Mnemotechnik" (2 изд., Штутгарт, 1847) и "W ö rterbuch der M." (ib., 1844). Коте различал, наряду с местной, или топической, М. древних и рефлекторной М., еще М. общую, основателем которой он был; последняя превращает все подлежащее запоминанию в образы. Соч. его: "Lehrbuch der M." (2 изд., Гамбург, 1852), "Katechismus d. Ged ä chtnisskunst" (6 изд., 1887). Россия
до последнего времени не знала у себя мнемонистов, хотя в период
увлечения М. на Западе ею интересовались отчасти и у нас, напр. проф.
Деллен (в Киеве), написавший "Kurzgefasste Geschichte und heutiger
Standpunkt der Moemonik". В последнее время на книжном рынке появился
ряд бездарных и безграмотных книжек по М. Для изучения, напр.,
иностранных языков предлагается отыскать русское слово, одинаково
звучащее с иностранным, запомнить последнее и потом уже заучить его
значение; так, французские слова:
adage - а даже = поговорка
herbe - герб = трава
demi - где мы = половина и т. д.
Для того, чтобы запомнить ряд имен, нужно составить из их
начальных букв или слогов одно или несколько слов. Чтобы запомнить,
напр., имена 9 муз, берутся начальные буквы, которые вместе составляют
tum pekket, и по первой букве затем припоминается самое имя. Для
запоминания чисел цифры заменяют буквами, а для того, чтобы легче было
припомнить их числовое значение, берут слово, напр.
т-р-у-д-о-л-ю-б-и-e, и сообразно с расположением в нем букв заменяют
ими числовые величины: 1 = т, 2 = р, 3 = у, 4 = д, 5 = о, 6 = л, 7 = ю,
п, 8 = б, 9 = i, и, 0 = е, ять, э. Если надо запомнить большое число, то составляется целая фраза из слов, начинающихся соответствующими буквами. Вообще
необходимо заметить, что каждый человек создает для себя особенные
мнемонические приемы. Истинный метод М. индивидуален; насколько в
отдельных случаях остроумные мнемонические приемы могут быть уместны и
даже полезны, настолько же стремление превратить М. в науку или
искусство не имеет под собой никакой почвы.
Источник: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 |