Воскресенье, 23.09.2018, 17:18
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Виды воображения [13]
Формы воображения [5]
Развитие воображения [29]
Сила воображения [11]
Функции воображения [7]
Воображение и творчество [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 792
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология воображения » Виды воображения

Виды воображения и способы создания творческих образов.

Виды воображения и способы создания творческих образов.

   Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая  из  которых
имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
   По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение  с
его непроизвольными формами  (грезы,  сновидения)  и  активное,  практически
деятельное воображение. При активном воображении образы  всегда  формируются
сознательно с условием поставленной цели.
   В зависимости от самостоятельности и оригинальности  образов  воображения
бывает воссоздающим и творческим.
   Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного
человека, опирающееся на словесное описание или условное  изображение  этого
нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот  вид  воображения  широко
используется  в  разных  видах  деятельности  человека,  в  том  числе  и  в
обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее  воображение
играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
   Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на  готовое
описание или условное  изображение.  Творческое  воображение  заключается  в
самостоятельном создании новых  образов.  Почти  вся  человеческая  культура
является   результатом   творческого   воображения   людей.   В   творческом
комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но  ее  место  приходит
эмоционально окрашенное мышление.
   Образы творческого воображения создаются посредством  различных  приемов,
методов. Преобразование материала  в  воображении  подчиняется  определенным
законам,   выражающим   его   особенность.   Для   воображения    характерны
определенные  процессы,  которые   включают   элементы   наглядности.   Так,
операцией обобщения  при  создании  образа  воображения  выступает  операция
типизации.
   Типизация  как  специфическое  обобщение  состоит  в  создании  сложного,
целостного образа, носящего  синтетический  характер.  Например,  существуют
профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
   Приемом  воображения  является  и  комбинирование,  представляющее  собой
подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.  Комбинирование
это не простое механическое сочетание исходных элементов, а  объединение  их
по конкретной логической схеме. Основой  для  комбинирования  является  опыт
человека.
   Следующим существенным  способом  создания  творческих  образов  является
акцентирование,  подчеркивание   определенных   черт,   признаков,   сторон,
свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером  является
шарж, карикатура.
   Определенное  значение  в  деятельности   воображения   имеет   и   прием
реконструкции,  когда  по   части,   признаку,   свойству   «примысливается»
целостная структура образа.
   Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в
повседневной жизни частей.  Примером  может  служить  классический  персонаж
сказок человек – зверь или человек – птица.
   Гиперболизация – это парадоксальное увеличение  или  уменьшение  предмета
или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
   Механизмом функционирования воображения  является  и  прием  уподобления,
который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в  эстетическом
творчестве. В научном познании прием уподобления тоже  важен:  он  позволяет
конструировать   схемы,   репрезентировать    те    или    иные    процедуры
(моделирование, схематизация и т.д.).
   Прием расчленения заключается в том, что новое  получается  в  результате
разъединения частей объектов.
   Прием замещения – это замена одних элементов другими.
   Существует еще прием аналогии.  Его  сущность  –  в  создании  нового  по
аналогии (сходству) с известным.
   Определяя  особенность  воображения,  связанную  с  названными   приемами
действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе,  протекают
не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих  процессов
лежат мыслительные операции, но  формой  всех  превращений  здесь  выступает
именно чувственность.
   Конечный   источник   операций   воображения   –   предметно-практическая
деятельность,  служащая  фундаментом   для   преобразования   и   оформления
содержания  образов  воображения.  Следовательно,  основой  для  воображения
являются  чувственные  образы,  но  их   преобразование   осуществляется   в
логической форме.



Источник: http://www.bestreferat.com.ua/referat/detail-22580.html
Категория: Виды воображения | Добавил: sova (16.05.2009)
Просмотров: 17758 | Теги: Психология воображения | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz