Формы воображения
Отношение аскетики к воображению
Аскетическая традиция в целом дает отрицательную характеристику
воображению. В святоотеческом учении говорится о необходимости
постоянной и осознанной борьбы с образами. "Изгнание образов" —
важнейшее внутреннее условие исихастского опыта. Однако, как...
Аскетическая
традиция в целом дает отрицательную характеристику воображению. В
святоотеческом учении говорится о необходимости постоянной и осознанной
борьбы с образами. "Изгнание образов" — важнейшее внутреннее условие
исихастского опыта. Однако, как отметил С.С.Хоружий, положительная роль
воображения тут отсутствует лишь на первый взгляд (См.: Хоружий С.С. К
феноменологии аскезы. М., 1998. С. 287.).
Благодаря своей
чувственной природе, воображение, как неразумная, механически
действующая сила, было названо нечистым. Образы, насильственно
внедряясь в сознание, нарушают внутреннюю сосредоточенность аскета,
мешают молитве. Отвлекая внимание от Бога, воображение делает своим
предметом суетное или греховное. Вследствие недисциплинированности ума,
не хранящего сердце, воображение приводит к ослеплению души.
Никодим
Святогорец обосновал несовместимость духовной жизни, как чистой
свободы, с воображением (См.: Невидимая брань. М., 1998. С. 168-171.):
1. Воображение по своей природе не имеет способности к соединению с Богом.
2. Благодаря воображению и гордыне произошло отпадение от Бога Люцифера и других падших ангелов.
3. Образы богоравенства способствовали грехопадению человека.
Следует обратить внимание на четыре вида воображения, выделенные старцем Силуаном.
Первый
вид связан с действием плотских страстей. Второй вид — мечтание. Оно
может довести "медитирующего" подвижника до патологического экстаза и
погрузить в состояние душевной болезни или "прелести". Третья форма
воображения лежит в основе творчества. При помощи нее создаются
произведения искусства, делаются научные открытия, осуществляются
философские искания. Между тем, и этот положительный вид воображения
способен стать препятствием в духовной жизни подвижника, так как для
аскета очевидна его разнородность молитве и обращенность к земле.
Четвертая
форма - попытка рассудка при помощи воображения проникнуть в
Божественный мир и познать тайну бытия. Здесь человек творит Бога по
своему образу и подобию, тем не менее эта форма может представляться
как жизнь в Боге. Последние два вида воображения лежат в основе
рационалистической культуры, поэтому образованному человеку отказаться
от них наиболее тяжело.
Различные виды воображения
присутствуют в трех образах молитвы. В первом образе духовная и
реальная жизнь человека наполнены элементами из сферы фантазии. Этому
образу соответствует второй вид воображения. Во втором образе молитвы
присутствует четвертый вид воображения, когда ум человека не соединен с
сердцем и направлен вовне, стремясь все понять и всем овладеть.
Характерное извращение второго образа молитвы — рационализация. Умные
видения в сфере металогики и антиномическое мышление — лишь результат
рассудочной деятельности, а не подлинное "боговидение". Христианский
опыт богообщения достигается при помощи молитвы и в отличие от
философского или пантеистического выходит за пределы человеческого
произволения.
Третий образ молитвы характеризуется духовным
созерцанием вне образов мира и считается самым правильным и
плодотворным. При переходе от второго к третьему образу молитвы
подвижник сталкивается с наиболее трудным борением — борьбой с
рассудочным воображением. Ум-рассудок ( ratio ) — главное орудие борьбы
гордости. Гордость, извращая божественный порядок Бытия, вносит распад
и смерть, особенно в духовную область. Поэтому подвижник не доверяет
своему немощному рассудку. В своем последнем пределе рассудочное
воображение, усиленное гордостью, признает божественное начало лишь в
разуме.
Святые отцы предлагают несколько способов борьбы с воображением:
1. Умная сердечная молитва, очищающая ум от образов чувственных вещей и способствующая соединению с Богом.
2. Духовные размышления и созерцания на основе Священного Писания и наблюдения над божественным творением.
3.
Размышления о жизни, страданиях и воскресении Христа, о подвигах
мучеников и преподобных отцов, а также о смерти, Страшном суде и вечных
муках.
Последние два способа используются, когда ум устает
пребывать в "теснотах сердца", но затем его необходимо держать вне
всякого воображения.
Итак, следует отметить, что
положительные образы используются подвижниками как средство
аскетической практики трезвения. Как заметил С.С.Хоружий, в отличие от
самодовлеющего, необузданного, бесцельного воображения, "данную
способность сознания уместно называть функциональным или служебным
воображением" (Хоружий С.С. Указ. соч. С. 287-288.). Однако, как
настойчиво подчеркивается в аскетической литературе, служебная функция
воображения крайне ограничена.
Источник: http://ontoimago.spb.ru/article_095.html |