Развитие воображения у детей
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту,
что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных
открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не
смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную
программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и
прогресс остановится!
Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей
способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в
особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в
возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не
развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой
функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека
обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет
интерес к искусству и науке. Целью данной книги является знакомство с
психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации
обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе
активизации фантазии. Мы постараемся познакомить вас с многочисленными
упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше развивать и
использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности,
улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет
пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга заинтересует
вас и доставит вашим детям приятные минуты. Один
школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать
и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует
математику», услышал он в ответ. Действительно, возможность
создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через
развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании
ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые
называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития
образного мышления и воображения. Что такое воображение? Воображение
- это присущая только человеку возможность создания новых образов
(представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение
часто называют фантазией. Воображение является высшей психической
функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения
осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно
воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого
результата до его осуществления. С помощью воображения у нас
формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в
данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение пятилетнего
ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические,
сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают
друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть
позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в
такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как
необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия,
выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии
нередко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их
«врунами». Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые
невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы
происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим
собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно
действующее воображение. Решая любую мыслительную задачу, мы
используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся
информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые
задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти
бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает
познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее
значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста. Их
собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир
недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко,
что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может
только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им
недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать
себя в сложном и изменчивом мире. В процессе восприятия ребенок
постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях
между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и
возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит
постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество
сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Фантазия,
как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом
ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться
воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом
слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие
явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток
жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных
сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко
верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба
Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от
жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Старший дошкольный и младший
школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения.
Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря
которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный
для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей
активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры
плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой
деятельностью. Психологической основой последней также является
воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью
осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем
недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит
воображение. Подростковый возраст отличается переходом от детского
восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает
более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего
будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не
верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как
позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения
строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении
различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед
сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко
выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают
наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют
стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие
(нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя)
вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в
этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего
развития требует постоянного притока новой информации, своего рода
«пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть
фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от
нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже
полуфантастические). Эти возрастные изменения необходимо учитывать
при организации воспитательного, учебного процессов, а также при
проведении диагностики воображения и развивающего обучения. Таким
образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь
позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему
познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию
личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной
жизни грезами. Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям
необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в
направлении прогрессивного саморазвития. Мы предлагаем взрослым
читателям этой книги использовать предлагаемые в разделе книги
«Поиграем с детьми» практические советы и рекомендации, игры и тесты с
целью помочь родителям развивать в наиболее оптимальной форме фантазию
детей. Предлагаемые задания можно использовать и для активизации
познавательной деятельности школьников, в частности развития
теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом,
творчества. Любое обучение связано с необходимостью что-то
представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети
младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным
творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме
раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на
активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают
ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию
абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный
жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм
школьного обучения это написание сочинений по литературе. Общеизвестно
и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их
легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими
результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого
воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем
психологические исследования убедительно доказывают, что именно
воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную
деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности,
именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка: • построение образа конечного результата его деятельности; • создание программы поведения в ситуации неопределенности; • создание образов, заменяющих деятельность; • создание образов описываемых объектов.
Принципы для развития творческого воображения детей: 1.
Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности,
следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные
навыки. 2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании, 3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми. 4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики. 5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства. 6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. 7. В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы.
Виды воображения у детей и взрослых Воображение
характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение
действительности происходит в воображении в виде ярких представлений,
образов. Воображение может быть воссоздающим (создание образа
предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов,
требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание
образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как
правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый
такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых
в повседневной жизни частей. Примером может служить классический
персонаж сказок человек-зверь или человек-птица. Второй способ -
гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета
или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные
персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-С-Пальчик. Третий известный
способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае
отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо
прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический
рисунок. Четвертым способом является типизация. Для него характерно
выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то
отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например,
существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть,
деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является
шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является
синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и
отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная
аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и
способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы
диагностики воображения и его развития.
Воображение и эмоции Воображение
тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую
эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети
воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А
детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее
отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком
зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и
эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали
высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том,
что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные
желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего,
классическая форма воображения. Воображение и чувство (эмоции) в
жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно
давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т.
Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе
сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего
эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое
чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие
этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы,
созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная
жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л. С.
Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения»,
он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на
наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе
действительности, то все же вызываемое им чувств является
действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством».
С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении
детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные
«страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от
собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в
фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности
воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам,
которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции,
сопровождающие игру и рожденные образами фантазии придают статус
реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и
сюжет с реальной личностью своего приятеля. Итак, мы можем сделать
следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка
можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно
организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих воображение детей в
сочетании с эмоциями.
Воображение и интересы Воображение
тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное
проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности
человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для
личности. Началом формирования интереса является эмоциональная
привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы
имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются
в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство
удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание
на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал
интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга.
Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше
интерес к учебе у ученика. Для развития ребенка очень важно
формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и
школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему
«интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную
целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка,
знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные
способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под
силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование
значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в
ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у
него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии
ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в
реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный
опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и
нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта
жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В
наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно
поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся
на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только
развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и
углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы,
построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в
интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких
методик.
Воображение и талантливость ребенка Воображение
это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта.
Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество
сложный психический процесс, связанный с характером, интересами,
способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.
Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно
новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е.
открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты
творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания
детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою
очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы
ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей.
Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму
положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного
результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и
интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память,
мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют
успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо
включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из
открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка,
помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и
зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая
произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание
жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает
их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность
развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность
формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка
прекрасного. Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники
младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с
увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки,
занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка
богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не
только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от
личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои
творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от
взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной
деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в
концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Особое значение
творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей.
Одаренность это комплекс способностей, позволяющих иметь особые
достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и
социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной
талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение
выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная
активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач,
оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы все
это характерно для талантливого ребенка и является результатом
воображения. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим
развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по
сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо
легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру.
Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в
конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже
указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция
(например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память)
наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается
тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в
психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые
достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для
обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для
одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность»
сразу многих функций. Одаренные дети требуют особого внимания.
Однако это не исключает необходимости развивать воображение и
творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы
эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды. Развитая
способность воображения, типичная для детей младшего школьного
возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения
возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений,
оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким
образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее
развитием. В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение
обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций
формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности.
Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств
жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает
специфические возможности для личностного развития,- это игра. Основной
психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение,
фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок
формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как
справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу
воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных
возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты,
решать проблемы социального взаимодействия. Занимаясь творчеством
(для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует
у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности
воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь
особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана
с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. В
подростковом возрасте, когда личностное развитие становится
доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как
мечта образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что
доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания
и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу
жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты
бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не
пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все
равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в
воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте
заложено активное начало для развития личности подростка. Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди,
которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются
талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. Почему
большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым
(вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего
ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились
с целым рядом специальных методов и упражнений. Формирование условного действия «Покажи, как» в процессе слушания детьми сказок и рассказов. Слушание
речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить
за пределы наглядно данного в область воображаемого. А.В. Запорожец
подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для
формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна
никакая творческая деятельность». Л.С. Славина показала, что
слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на
репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить
себе сообщаемое». Понимание такой речи «…взрослого, которая не имеет
опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка,
является… наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего
ребенка». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз
сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие
рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5
годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в
прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки,
т.е. без опоры на восприятие. На первый взгляд, возникает замкнутый
круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же
складывается в процессе слушания рассказов. Методика воспитания детей
раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы
без показа для детей второго года жизни. Однако представления об
услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения
рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение
реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета.
Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании
рассказа ведущую роль должны сыграть действия ребенка как база
формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не
использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки
ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В
условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит
естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже
время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания
речи-рассказа. В традициях народной педагогики можно выделить
определенную систему приемов развития воображения в процессе слушания
рассказов: вначале изображение действий в руках взрослого, затем по
образцу взрослого, впоследствии заторможенность движений и мысленное
содействие, личностное включение в сюжет. Названные приемы были использованы в экспериментальной работе. Пример
занятий - Тема: рассказывание по тексту Е.Ю. Шабад «Лесенка».
Программное содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и
воспроизводить условные действия в соответствии с текстом, вызывать
звукоподражание и активную речь. Занятие 1. Воспитатель рассказывает
текст с показом картонных фигур в действии. Используются лесенка,
девочка, мальчик, мама, петух, кошка, собака. При повторе показывает
действия без фигурок: «…И замахал крыльями вот так». Поощряются
аналогичные действия детей. Занятие 2. Рассказ без иллюстраций с
показом действий персонажей. При повторе побуждает детей изображать
действия персонажей: «Покажи, как петух замахал крыльями на лесенке?..
Как громко запел?.. Как кошка язычком облизывается?.. Как она
мурлычет?.. Как пес хвостом по ступенькам стучал?.. Как он на кошку
рычит?.. Как Боря ножками болтает?..» и т.д. Занятие 3. Рассказ без
показа, но с вопросами детям, побуждающими сопровождать события
действиями: «Сел петух и замахал крыльями… Как он замахал?» При повторе
дети отвечают словами и действием: «На вторую ступеньку сел кто?.. и
стал что делать?..» Занятие 4. Рассказ без показа. При повторе дети
договаривают фразы. После занятий в распоряжении детей лесенка, им
подсказывают обыгрывание элементов сюжета: «Вон кошечка на лесенку
идет, посади ее, вон как она облизывается…» Экспериментальная работа
подтвердила, что слушание рассказов является эффективным средством
развития воображения у детей от полутора лет до 2-х лет в период
становления активной речи. В основе методики должно быть действие
«Покажи, как» условное воссоздание действий персонажей. Использование
приемов народной педагогики позволяет подойти к решению многоплановой
задачи развития воображения, понимания речи и умения слушать. Итак,
мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей.
Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для
становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу
важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески
помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации
учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте
происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность
преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых
впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения
впечатлений. Развитие воображения не является результатом прямого
обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и
механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью
варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и
детализации образов.
Автор Корчагина Екатерина
Источник: http://Статья с сайта http://kengyru.ru |