Развитие воображения у ребенкаУ новорожденного ребенка воображения
еще нет. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его
деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и
воспитания.
Для развития воображения необходимо
накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об
окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путем
личных наблюдений ребенка, так и через взрослых, передающих ему свои
знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Существовало неправильное мнение, что
воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а
затем оно постепенно отмирает, уступая свое место трезвому мышлению. По
этому поводу великий русский педагог и психолог К.Д. Ушинский писал:
"...Думают, что с возрастом оно (воображение. – А. 3.) слабеет,
тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая
ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души.
Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого
человека".
Лишь под влиянием воспитания может
сформироваться то творческое воображение, которое характерно для
деятельности рабочего, ученого, художника.
Первые проявления воображения можно
наблюдать уже у ребенка раннего возраста, в конце второго – в начале
третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путем новых
их сочетаний у ребенка начинают возникать первые образы воображения.
Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх
преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к
простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте
одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой,
берет вместо ложки спичку и "кормит" ею находящуюся здесь бабушку и
маму, а также фарфоровую собачку и бюст Льва Николаевича Толстого. Так
происходит воображаемое "кормление".
Слушая сказку "Сорока-воровка",
двухлетний мальчик настолько ярко представил себе все содержание этой
истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу,
обделенному "сорокой". Желая несколько поправить допущенную
несправедливость, он по окончании сказки заявляет: "А мама его тоже
накормила".
Эти примеры показывают, что уже в
преддошкольном возрасте у ребенка наряду с образами памяти начинают
возникать образы воображения.
Однако на первых порах своего
развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему
содержанию. Ребенок в своем воображении еще очень связан
воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом
своего небольшого личного опыта. Так, дети полутора-двух лет еще
неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдаленных вещах и
событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории,
напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые.
Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется
также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные
действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду
(укладывание детей, умывание, кормление и т. п.).
В отличие от дошкольника, ребенок
раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре
предмет вымышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в
обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой
чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей
этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые
игры детей – это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.
Таким образом, воображение
преддошкольника вначале еще очень ограничено и отличается, с одной
стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны –
непроизвольным характером.
В дошкольном возрасте под влиянием
воспитания, в связи с расширением опыта ребенка, развитием его
интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее
развитие детского воображения. Это развитие носит не только
количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не
только более богато, чем у ребенка раннего возраста, но оно приобретает
новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
В своих вымыслах дошкольники более
изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только
воспроизводящий, но и творческий характер.
Даже в тех случаях, когда воспитатель
предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его
воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. После экскурсии на железнодорожную
станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада:
"Давайте играть в железную дорогу". Дети с радостью соглашаются и при
помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции,
другой – пассажиром, третий – машинистом и т. д. А Миша заявляет: "Я
буду шофером, стану людей возить и вещи на вокзал". Он творчески
расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей,
которые будет выполнять.
Воображение дошкольника становится
менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребенок.
Малыш в своем воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек,
имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла – он начинает ее
укачивать; ему дают повозочку – он возит ее взад и вперед.
В воображении же дошкольника большую
роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем
или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять
свои действия.
Во время игры в железную дорогу
дошкольник воображает себе, что стул – это вагон или паровоз. Но затем,
в игре с куклами, стул превращается в дом, и под ним удобно
располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в
магазин нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и
через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки
покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры дошкольник уже
может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу
коллективной игровой деятельности.
Воображение дошкольника приобретает
черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти
изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу.
Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных
ступеней на протяжении дошкольного детства.
У младшего дошкольника воображение
еще во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры,
например, трехлетнего ребенка богаче и содержательнее, чем детей
двухлетнего возраста, однако все же он ограничивается воспроизведением
довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в
детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание,
одевание и кормление кукол и т. д.
Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.
В своем воображении младший дошкольник еще мало самостоятелен, мало инициативен. Для того чтобы ввести новый сюжет в
игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится
не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать
соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения
отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.
Обладая недостаточным практическим
опытом, младшие дети еще плохо дифференцируют образы воображения и
представления о действительно воспринятых предметах и явлениях. Младший дошкольник иногда смешивает
воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он
действительно видел и пережил.
О великом русском актере К.
Станиславском рассказывают, что когда ему было около трех лет, он
"страшно перепугал всех, сказав, что он "игоуку пуагуатиу" (т. е.
иголку проглотил). Боже мой, что тут было! "Где ты ее чувствуешь?" –
"Здесь", – покажет на грудь. "А теперь?" – "Теперь тут", – показывает
совсем другое место. Скорей за доктором. Переполох! Ужас! В конце
концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так
себе выдумал". По-видимому, под влиянием слышанных разговоров ребенок
так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в
действительность своего вымысла. Такого рода смешения воображаемого и
действительного встречаются и у более старших детей. Однако в
большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что
делается или говорится "понарошку", а что "взаправду", что является
вымыслом, а что действительностью.
В среднем дошкольном возрасте
воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта
ребенка, развитием его интересов, усложнением его деятельности
воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр,
рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
В них ребенок отображает уже не
только то, что происходит в ею ближайшем окружении, но и значительно
более далекие события из жизни завода, колхоза, Советской Армии и
Военно-Морского Флота. В своем воображении ребенок этого возраста
достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не
просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у
взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет
новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих
замыслов.
Однако, достигая довольно высоких
ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у
детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том
случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью
ребенка.
Для того чтобы воображать, ребенку
нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать.
Изображая всадника, ребенок легко может вообразить, что зонтик – это
лошадь, а платяной шкаф – это конюшня. Но для всего этого он должен
скакать на зонтике, иначе воображение перестает работать, отказывается
ему служить. Даже воссоздавая в своем воображении образы героев и
событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник
является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых
истории, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает
различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев,
пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр.
Он не умеет еще воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый.
У детей старшего дошкольного возраста
воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под
определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта
ребенка, дающее ему возможность отразить в своих играх и
изобразительной деятельности более широкую область окружающей
действительности.
Становясь более творческим и
целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего
воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т.п.),
воображение постепенно приобретает относительную независимость от
внешней деятельности ребенка.
Иногда наблюдаются интересные
переходные формы. Воображение, например, протекает еще, главным
образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во
внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.
Короленко описывает, как он с братом
играли в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на
свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая.
Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко
произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным.
Основное содержание игры разворачивалось вс внутреннем, мысленном
плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают,
опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути, и т. д.
Воображение, неразрывно связанное с
деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно
самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребенка
дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе.
Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не
опирается на достаточно развитое воображение.
Как уже указывалось, для того чтобы
понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить
задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по
описанию, т. е. воссоздать их в своем воображении.
Таким образом, учебная деятельность
предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения,
школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию.
Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний
воссоздающее воображение школьника становится более точным, а
творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему
содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует
определенных условий и прежде всего организации правильной
воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического
руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает
идти в нежелательном направлении.
Гончаров прекрасно описал в
"Обломове", какой извращенный характер приобретает воображение у
ребенка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от
"всего, что существует на самом деле", знакомят лишь с миром сказочных
вымыслов и фантазий. В результате "населилось воображение мальчика
странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть
навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни
вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот,
печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и
одевают даром".
Так начинает складываться, благодаря неправильному воспитанию, тип бездеятельного фантазера, бесплодного мечтателя.
Воспитывая детское воображение,
необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было
творческим отображением нашей действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с
воспитателями с окружающей жизнью, ребенок затем отражает воспринятое в
своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки
накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение
дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях
по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности,
педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития
воображения. Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки и художественные
рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его
пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается
представлять себе изображенные события, у него развивается воображение.
Источник: http://topschools.ru/bg_topschools.nsf/va_webpages/article_20070711152805 |