Психология развития личности Развитие личности в диаде "отец-ребенок". Процессы и закономерности акмеологического этапа онтогенеза не обделены вниманием
исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке
этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию
развития индивидуальности. Однако, несмотря на повсеместное декларирование гуманистического
индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений,
способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития мужчины,
встречаются не часто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью.
В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой стратификации,
которая приводит к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских, и проблемы
семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания,
влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи
становятся все более актуальными.
В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния
материнства на развитие личности женщины и ребенка [9; 10]. Эти исследования имеют
самый широкий спектр направленности: от исследования беременности, до исследования
влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развития ребенка.
Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные
аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми
при составлении программ психологического сопровождения семьи. Изучение данной темы
охватывает широкий круг проблем: психофизиологических, исторических, различных аспектов
семейной психологии, а также психологии личности и детской психологии (Выготский
Л. С., Риттиг Г. (Rittig Gabriele), Шпивак М. (Spiewak M.), Дольто Ф., Дик-Рид Г.,
Кон И.С., Кэмпбелл Р., Осорина М. В.) [4].
Исследования же по данной проблеме проводятся только в Германии и США. Таким образом,
в отечественной психологии это - одна из самых неразработанных тем, американские
исследователи ориентированы на практику, исследования носят прикладной характер и
позволяют отследить многие закономерности и особенности феномена отцовства в современном
обществе, немецкие исследования более фундаментальны, и ориентированы как на практику,
так и на теоретическое осмысление и обоснование практических результатов исследования
и изучения проблемы [4, 5, 25, 6].
Именно родительство, является одним из важнейших этапов жизни человека, приходящимся
на возрастной период взрослости. Родительство во многих культурах, так или иначе,
связано с понятием зрелость, и, кроме того, является одним из путей развития личности
по Э. Эриксону, как важнейший путь достижения продуктивности и установления идентичности
в близких отношениях, по Э. Фромму, как реализация способности любить и партнера,
и ребенка, по Г.С. Абрамовой, как выполнение задачи развития данного возраста, по
Г. Крайг, как высшая фаза как в индивидуальном развитии отца и матери, так и в развитии
пары в целом - развитии идентичности интимности с близким человеком [1, 5, 13].
Феномен родительства изучается психологами в зависимости от теоретического подхода
к данной проблеме. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости
от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель: первый,
наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка.
[3, 5, 7, 9]. Во втором подходе рассматривается выполнение родительской роли через
призму личности родителя, здесь исследуются самореализация личности в родительстве,
вводятся понятия социальная роль, статус, социальные нормы, стереотипы и требования,
исследуется феномен так называемого родительского "инстинкта" (материнского и отцовского),
чувства, образы - Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе
связанные и изменяющиеся с родительством [1, 5, 26]. В отечественной науке родительство
изучается, в основном, в рамках исследований материнства. Однако важность изучения
отцовства несомненна, особенно в современных условиях кризиса семьи и роста детей,
растущих без отца.
Изучение зарубежной научной литературы показывает, что хотя исследования отцовства
проводятся в широком спектре как теоретических, так и прикладных проблем, единой
точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная
роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной
психологии, в рамках психологии личности, как фактор, влияющий на изменения личности,
личностных характеристик, а также в рамках детской психологии исследуется влияние
отца на развитие личности ребенка [1, 25, 26].
Большинство ученых (в том числе и психофизиологи) [25, 26] считают и научно обосновывают
факт, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими
детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями.
Некоторые исследования показали, что в процессе "становления отца", еще в период
беременности партнерши, в организме мужчины, как и женщины, происходят гормональные
изменения. В течение всего периода беременности у мужчины - будущего отца понижается
уровень тестостерона в крови [25, 26]. Кроме того, во многих исследованиях прослеживается
тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие
в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения [25. 26]. Например, по статистическим
данным в Германии [23, 24, 25] 90% отцов присутствуют при рождении своего ребенка
- это не просто наблюдение - это переживание процесса родов вместе с ребенком. Было
выяснено, что выполнение роли отца связано с особенностями формирования феномена
отцовства или отцовской сферы, которые в настоящие время мало изучены, и с особенностями
осознания и принятия этой новой для мужчины роли, что представляет определенную
сложность, обусловленную меньшей включенностью мужчины в прокреативный процесс,
однако является очень важным фактором, сказывающимся на отношении к ребенку и, в
последствии, на отношениях с ребенком, оказывая влияние на все его развитие.
Анализ литературы показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется,
единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже
четкого определения, так как данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как
роль, статус, чувства, мотивация, ценностно-потребностная сфера или самооценка.
Для упорядочивания анализа нами были разработаны две модели структуры отцовства -
структурная и функциональная. Мы рассматриваем феномен отцовства как этап социализации
мужчины в социально-культурологическом аспекте. Изучив филогенетические, исторические
и кросскультурные особенности данного феномена, мы сделали вывод, что существуют
очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако, биология
не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институциализации
у человека, Совершенно очевидно, что одной из важнейших характеристик отцовства является
его социальная детерминированность: социум не только предъявляет определенные требования
к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует
поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей,
из которых роль отца одна из самых мало регламентированных. Социальные предписания
по ее выполнению зачастую противоречивы. Но, тем не менее, большинство авторов считают,
что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для
формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских
ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять
свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.
Результаты исследований [14, 24, 26] показывают, что в обществе существует тенденция
изменений в этом направлении. Итак, определять отцовство через понятие "роль" или
"чувство" или "инстинкт", по аналогии с материнским инстинктом, не представляется
возможным. Нами была разработана структурная модель структуры отцовства, которая
обобщают все феномены, факторы, влияющие на специфику, развитие и важнейшие аспекты
отцовства.
Структурная модель комплекса отцовства (см. рис.1) была разработана в процессе
теоретического анализа работ Г.Г. Филипповой [10] и Ш. Барта [23]. По нашему предположению,
в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный блок,
включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные
реакции, переживания; операциональный блок, как осведомленность и умения, операции
по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой блок, как отношение отца
к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру нами
был включен интегральный сквозной компонент -оценочный, в который входят 1) самооценка,
как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная
оценка себя, как отца, и своего ребенка; 2) а также социальная оценка окружающих,
базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях
по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу.
Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через
социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент
является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Данные компоненты выделены в соответствии с принципом психологической макроструктуры
личности по Б.Г. Ананьеву [2]: потребностно-эмоциональный компонент отцовства можно
исследовать уже на индивидном уровне, операциональный компонент анализируется на
уровне субъекта деятельности, ценностно-смысловой компонент можно анализировать только
на уровне личности и индивидуальности, наиболее субъективный и индивидуальный компонент
- оценка, являющаяся, сквозным элементом данной структуры и проявляющаяся на всех
уровнях.
При этом структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры
личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и координационному. То есть, компоненты
более сложные оказывают непосредственное влияние на низлежащие уровни структуры,
однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию.
Структурная модель, разработанная на основании анализа теоретической и литературы
и описаний прикладных исследований, была апробирована в проведенном нами эмпирическом
исследовании, подводя итоги которого можно сказать, что в соответствии с поставленной
целью и задачами работы для проверки первой гипотезы о том, что отцовство является
фактором развития личности в период взрослости, нами были выделены на основе анализа
теоретической литературы и описаний практических исследований критерии развития личности
и оси личностного развития в период взрослости, которые легли в основу проведенного
исследования с участием двух групп испытуемых: мужчин-отцов, и мужчин, не имеющих
детей, уравненных по возрасту и социальному статусу. Применялись следующие методики:
Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла 16PF; опросник смысложизненных ориентаций;
методика Личностный Дифференциал; опросник PARY Шеффера-Белла; а также специально
разработанная анкета двух вариантов. Данные проверки средних выборки по критериям
Стьюдента (при предварительной проверке на различие дисперсий) и Вилкоксона Манна
Уитни при уровне значимости равном 0,05, а также корреляционный анализ свидетельствуют,
что различия между мужчинами, имеющими детей, и мужчинами, не имеющими детей, действительно
существуют. В целом, можно констатировать, что мужчины-отцы более удовлетворены жизнью,
им свойственен больший самоконтроль, они более склонны к соблюдению социальных норм
и правил поведения, менее склонны к риску и менее подозрительны, более терпимы и
ответственны, кроме того, более практичны, что соответствует выделенным на основе
анализа теоретических источников критериям развития личности и параметрам личностного
развития. Эти данные подтверждаются самоотчетами мужчин-отцов, которые оценивают
себя после рождения ребенка, как более ответственных, более терпимых, чем до рождения
ребенка. Их констатация изменений в отношении к ним окружающих может быть интерпретирована,
как свидетельство дальнейшей социализации, кроме того, сравнение представлений о
вкладе идеального отца в развитие ребенка и характеристикой собственного вклада выявило,
что конкретный отец кроме статуса защиты и воспитания в самом широком смысле слова
еще формирует у ребенка практические навыки, таким образом, участвуя в передаче опыта
следующим поколениям, что в терминах Э. Эриксона называется продуктивностью и является
основной задачей развития в период взрослости. Можно говорить, о том, что и по критериям
А.А. Реана рождение ребенка связано с развитием личности, так как нами были выявлены
возрастание ответственности, терпимости и более выраженное просоциальное мышление
у мужчин-отцов по сравнению с мужчинами, не имеющими детей.
Проверка второй гипотезы о том, что феномен отцовства является комплексным образованием,
в котором можно выделить структурные элементы, проводилась с помощью факторного и
кластерного анализа.
Проведенный нами кластерный анализ данных по выборке мужчин-отцов показал, что
в исследуемом феномене можно выделить три кластера данных, отдаленных друг от друга
различными дистанциями, но взаимосвязанных, при этом связи внутри каждого класса
являются более близкими, чем между классами:
1) Потребностно-эмоциональный блок;
2) Операциональный блок;
3) Ценностно-смысловой.
Факторный анализ данных, полученных при обследовании мужчин-отцов, показал, что
для изучаемого нами феномена можно выделить четыре фактора:
Фактор 1 - "Социальные стереотипы родительства";
Фактор 2 - "Взаимодействие отца с ребенком";
Фактор 3 - "Эмоциональная связь с ребенком";
Фактор 4 - "Экзистенциальная оценка собственной жизни".
При этом первые два фактора представляют собой характеристики семейного взаимодействия
с ребенком, распределения функций между отцом и матерью, причем, фактор 1 свидетельствует
о некотором самоустранении мужчин от воспитания ребенка, но при этом обращает на
себя внимание взаимосвязь этого с отношениями с собственной матерью, что, возможно,
может быть проинтерпретировано как свидетельство существования четкого стереотипа
распределения гендерных ролей, формируемого еще в детстве. Второй фактор характеризует
собственно взаимодействие отца с ребенком и установки, с ним связанные. То есть,
эти два фактора включают в себя социальный оценочный компанент и с разных сторон
описывают выделенный нами операциональный компанент в структуре комплекса отцовства.
Третий фактор, названный нами "Эмоциональная связь с ребенком" описывает не только
эмоциональное отношение к ребенку, в том числе и во время беременности жены, но
и оценку отношения окружающих к данному мужчине, как к отцу, таким образом, включая
в данный компанент социальные оценки статусов и ролей. Анализируя содержание данного
фактора можно говорить о наполнении потребностно-эмоционального блока в структуре
комплекса отцовства. Фактор 4 определяемый через ценностно-смысловое отношение к
ребенку, экзистенциальные переживания и оценку собственной жизни может характеризовать
ценностно-смысловой блок в структуре комплекса отцовства, выделенный нами в ходе
изучения данного феномена.
Итак, результаты факторного и кластерного анализа оказали, что гипотеза о том,
что феномен отцовства является комплексным образованием, в котором можно выделить
структурные элементы статистически подтверждается, и структурная модель комплекса
отцовства, построенная на основе теоретического анализа феномена и являющаяся базой
данного исследования является верной. Однако, данное исследование обнаружило многочисленные,
в том числе и противоречивые, факты и особенности, социальные и индивидуально-личностные,
исследуемого феномена, а также поставило разнообразные вопросы и проблемы, решение
которых возможно только в более масштабном, возможно лонгитюдном или кросскультурном
исследовании феномена отцовства, социальную значимость которого невозможно переоценить.
Источник: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44456 |