Готовность личности к самореализацииЛичностная сторона | Функциональная сторона |
| Отношение к себе | Направленность личности | Оценочная сторона | Качества индивидуальности | Опыт личности | Содержательная сторона |
Первый блок (отношение к себе) представляет собой элемент
самосознания личности. Оно включает в себя оценку своих возможностей,
которая может выражаться в осознании призвания, особого предназначения
личности, возможности решить задачу, недоступную другим. Однако оно
может быть и неосознанным (или недостаточно осознанным) и опираться на
интуицию. Этот блок включает в себя также образ идеального "Я" или,
шире - идеалы личности. Второй блок (направленность) представляет собой мотивы и потребности
творчества (мотивы самоактуализации) и ценностные ориентации личности.
Потребности могут быть разделены на две группы: потребности творить
"что-то" и потребности творить "себя". Потребности и ценностные
ориентации выражаются в интересах, склонностях, желании творить,
потребности выразить себя в творческом произведении. Оценочная сторона
готовности представляет собой систему отношений личности. Третий блок - это творческие способности личности, являющиеся
важнейшим фактором (фундаментом) самореализации. Развитие способностей
непосредственным образом связано с развитием творческого отношения к
себе и направленности. Четвертый блок - это операциональная система, представляющая собой
инструментарий, способствующий реализации потребностей в творчестве и
самореализации. Это не только непосредственный опыт, но и фиксированные
установки, диспозиции личности. Установка определяет направленность
активности человека и трактуется именно как готовность к определенным
способам деятельности. Можно говорить об установке на самореализацию,
то есть, состоянии, которое способствует включению механизмов
самореализации при способствующих условиях. В то же время, самореализацией, саморазвитием мы называем не всякое
развитие личности, а лишь предполагающие высокую активность субъекта.
Даже в недостаточно благоприятных социальных условиях активность
выступает средством самореализации. Если же активность субъекта
недостаточна, но сильно влияние социальной среды, то формирование
личности при этом происходит по принципу адаптации. Субъектные факторы (готовность к самореализации) появляются уже на
ранних этапах развития человека. Это видно на примерах ранней детской
одаренности, важнейшим компонентом которой, по мнению Н. С. Лейтеса является склонность к творческому труду. Спонтанное детское
творчество иллюстрирует именно самореализацию, а не формирование, в
отличие, например, от творческого тренинга. Приоритетом субъектных
факторов в развитии человека можно объяснить примеры позднего развития
талантов и раннего увядания детской одаренности. Понимание человека как субъекта деятельности вообще традиционно для
отечественной науки, несмотря на десятилетия "обезличивания"
психологии, когда приоритет отдавался изучению индивидных качеств и
познавательных психических процессов человека. В советской психологии
проблема субъекта хотя и не была доминирующей, однако всегда
рассматривалась как важная методологическая проблема в трудах Б. Г.
Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского
вплоть до попыток субъектного обоснования всей психологической науки,
осуществляемых В. А. Татенко. Раннее развитие способностей,
казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете
биологических факторов. Однако это развитие возможно только при
определенном уровне социализации человека, без которой не формируется
готовность к самореализации. Другими словами, расцвет детской
одаренности возможен только в человеческом обществе и невозможен за его
пределами (например, среди обезьян или волков). Трактовка самореализации как субъектного уровня развития личности
открывает плодотворные перспективы построения моделей личности, ее
развития и жизненного мира в самых разнообразных сферах личностного
функционирования с использованием понятий "роль", "ролевое
взаимодействие". Существуют теории личности, базирующиеся на ролевых,
драматургических подходах. Тем не менее, эти теории
отличаются значительными методологическими расхождениями, и в их рамках
многие актуальные проблемы развития личности остаются не решенными.
Обобщая результаты исследований в рамках этой парадигмы, автор
разработал концепцию, в которой жизненный мир личности рассматривается
как "сцена", ее жизнедеятельность как "драматическое действие", ролевой
конфликт как движущая сила развития личности, а жизненный кризис - как
ролевой конфликт в сфере жизненных ролей. При этом
личность рассматривается как субъект жизненных ролей, а не как
совокупность черт, несмотря на то, что парадигма черт является более
традиционной в современной экспериментальной психологии личности. В заключение, хочется остановиться на таких социальных феноменах,
которые позволяют говорить о творческом потенциале не только отдельного
человека, но и больших групп людей. Можно высказать идею о
существовании готовности к самореализации на уровне общественного
сознания. Если использовать понятие "коллективного субъекта", то в
данном случае нужно рассматривать понятие "коллективного субъекта
жизнетворчества". Это не простой симбиоз социальных и субъектных
факторов. Это особая общественная атмосфера, высокий уровень
интеллектуально-нравственного потенциала социальной общности,
способствующий расцвету и самораскрытию талантов. Примерами таких
"очагов самореализации" могут служить, например, древние Афины VI-V вв.
до н. эры или итальянская Флоренция XV-XVI вв., давшие высочайшую
"пространственно-временную плотность" гениев. Общественно-психологическая готовность к самореализации это,
выражаясь метафорически, - "коллективная индивидуальность", ибо она
создается интеграцией индивидуальностей и не сводится к системе только
социальных факторов развития личности. Это интеллектуально-нравственный
фонд, который на уровне человечества объединяется понятием "ноосфера". К подобному миропониманию единства человека и Вселенной подошла
восточная философия и психология, в которой за мистическими
религиозными оболочками содержатся ценные идеи самореализации как
преодоления индивидной ограниченности и выход на трансцендентный
уровень космической (надличностной и надсоциальной) общности с миром.
Под самореализацией восточная философия понимала не столько
саморазвитие, сколько самогармонизацию, самоочищение, что является
общим почти для всех религиозных мировоззрений.
Источник: http://hpsy.ru/public/x1359.htm |