Этапы развития личности человека.
Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких
оснований считать современного человека более интеллектуальным, чем
были его далекие предки. То есть физиологически мозг человека за
последние несколько тысяч лет сложнее не стал. И в то же время
несомненен успех человеческой цивилизации в общественной организации,
что привело к созданию общественных структур обще планетарного масштаба.
Объединение людей в коллектив, процесс достаточно сложный, каждый из
нас знает, что уже в масштабах самого маленького сообщества,
объединенного близкими родственными отношениями, имеют место различные
недоразумения. Любая семья—это арена, на которой происходит непрерывный
процесс согласования различных интересов, поиск компромиссов, а часто
дело доходит до конфликтов и насилия. С ростом
числа
участников эти явления обостряются, и конфликты приобретают более
ожесточенную форму, - войны становятся главным элементом отношений.
Расходы на оборону поглощают огромные ресурсы, но это не дает ни каких
гарантий безопасности. Поэтому становится понятна огромная роль
морально-нравственных принципов, позволяющих мирно уживаться и
сотрудничать большому числу людей. Уже в отношениях внутри одной семьи
их роль огромна, и следует признать, что развитие всей цивилизации, ее
перспективы, всецело определяются степенью развития отношений между
людьми, их способностью согласовывать свои действия и интересы. Именно
эти функции, по обеспечению добрососедских отношений между людьми,
исполняют так называемые общечеловеческие ценности—свод
морально-нравственных принципов, позволяющий различным людям мирно
уживаться в коллективе.
Не следует думать, что общечеловеческие ценности это нечто неизменное,
данное раз и на всегда. Развивая общество, они изменяются и сами.
Изучение истории развития человеческого общества позволяет выделить, по
крайней мере, три этапа в развитии общечеловеческих ценностей. В прочем
это разбиение условно, определено всего лишь удобством для исследования.
В данной работе исследуется только воздействие развития общечеловече-
ских ценностей на формирование общества и при этом используется модель,
построенная на основе вульгарного материализма, как самая доступная для
понимания, со всеми недостатками присущими этому мировоззрению.
Особенностью исследования развития общечеловеческих ценностей следует
признать то, что каждый из людей способен проверить все излагаемые
принципы на примере развития собственной личности. Как в период
внутриутробного развития младенец, как бы повторяет всю эволюцию вида,
так и после рождения человек, развиваясь, осваивая обычаи и традиции
своего народа и своей семьи, ускоренно проходит всю историю своего
народа.
Самому раннему этапу развития человечества соответствует
первобытнообщинный строй, когда главенствовали так называемые
запреты-табу. В раннем детстве ребенка так же мало интересуют причины
запретов, для него достаточно уже самого требования взрослых. Так и
действие запретов-табу, -- причиной возникновения табу может оказаться
что угодно, на взгляд современного человека, причина может быть самой
нелепой. Но исполняются эти запреты-табу неукоснительно, и даже
случайное их нарушение приводит нарушителя к смерти, причем описаны
случаи, когда нарушители умирали от самой мысли о совершенном проступке.
С зарождением запретов-табу знаком каждый из нас—часто мы сами
придумываем себе различные приметы и суеверия, пытаясь таким образом
предугадать события или подбодрить себя доброй приметой. Это итог
усложнения разума человека, особой его чувствительности, своего рода
попытка выработать условный рефлекс, когда разум пытается установить
взаимосвязь между самыми случайными событиями.
На планете за многие тысячи лет истории человечества жило множество
различных племен, в которых закреплялись самые разнообразные
запреты-табу. Одним племенам эти табу помогали в их каждодневной
деятельности, что вело к усилению и росту этого племени, а другие
гибли. Начался своеобразный естественный отбор запретов-табу, -- одни
получали преимущество и завоевывали господство, а другие гибли, не
выдержав конкуренции.
Особенностью этого периода развития общечеловеческих ценностей является
практически отсутствие у людей того, что мы сейчас понимаем под
личностью, сознания в той форме, что присуща в настоящее время
взрослому нормальному человеку. Это прекрасно заметно у детей раннего
возраста и связано с отсутствием представления о своей роли в
происходящих событиях. Человек выполняет требования запретов-табу, не
задумываясь ни о причинах, ни о последствиях. У него отсутствует
представление о причинно- следственных связях, нет, поэтому связного
представления об окружающем мире.
Процесс накопления запретов-табу шел самым случайным образом и поэтому
был весьма долгим — десятки тысяч лет. Но возникла проблема сохранения
накопленных запретов-табу и их толкования, что привело к появлению в
племени людей специально этим занимающихся -- колдунов, шаманов,
кудесников. Только они получили или присвоили себе право толковать и
хранить запреты-табу, что уже требовало выбора, требовалось определять
в какой ситуации применим тот или иной запрет и почему. Кроме того,
само количество запретов-табу становилось все больше и больше, и возникла необходимость в их
систематизации. Да и сами запреты-табу утратили форму чисто запрета,
превратившись в своего рода инструкцию, предписывая определенный обряд,
порядок исполнения действий в самых различных сферах деятельности—от
рождения ребенка до погребения покойников и обращения к различным
духам. К этому моменту уже возникло и представление о духах, сначала
как о чем-то, что недавно существовало в реальном мире, но, исчезнув из
реального мира, продолжает каким-то образом на него воздействовать.
Несомненно, что вся эта информация имела уже достаточно большой объем,
и это создавало условия для ее систематизации—поиску взаимосвязей между
всеми этими знаниями об окружающем мире и человеке. Возникла
необходимость в некой системе очевидной в своей простоте, но
позволяющей описывать достаточно сложные процессы во взаимосвязи между
ними. И такую систему нашли, использовав систему родственных отношений
внутри племени. Прямое родство, сложная иерархия взаимоотношений,
различные степени дальнего родства, все это создавало прекрасную
возможность объяснять явления внешнего мира, используя в качестве
модели родственные отношения, существующие внутри племени.
Так зарождается сложный языческий пантеон богов, божков, героев,
полубогов, с помощью отношений, между которыми описываются процессы
окружающего мира, — описываются и объясняются. Возникает четкое
представление о причине и следствии. Это уже второй этап развития
общечеловеческих ценностей, на этом этапе человек начинает строить
модель окружающего мира, и у него возникает необходимость определить
собственное место в окружающем мире, выделить свой интерес, свои
потребности. Возникает представление о собственной личности и ее
интересах. Человек начинает моделировать мир, исходя из представления о
своих приоритетах, — начинает творить своих КУМИРОВ! Выстраивая все
остальные события в зависимости от этих кумиров. Эти системы глубоко
субъективны, именно они определяют способности человека, его интеллект.
Современным примером подобного творчества является попытка навязать
обществу мысль о том, что "ХЛЕБ—ВСЕМУ ГОЛОВА!”. Создается главный
кумир—хлеб, но сразу же возникает необходимость определиться с
остальными стихиями — Солнцем, водой, воздухом... Найти взаимосвязь
между ними и определить приоритеты.
Современная
наука
в этом отношении ушла не далеко, и представляет из себя типичную
языческую систему -- весьма и весьма развитую. Главным признаком любой
языческой системы является ее цель -- прежде всего удовлетворение
материальных потребностей. А именно этой цели и служит
наука, и в тоже время в своих высших проявлениях
наука
начинает соприкасаться с духовной жизнью человека, предоставляя
возможность перехода, при определенных условиях, к третьему уровню
развития общечеловеческих ценностей.
Кроме воздействия на самого человека язычество оказало качественное
воздействие и на общественное устройство -- зародилось государство. В
этой работе не ставится задача исследования всех последствий язычества,
в данном случае исследуются только те аспекты язычества, которые
способствовали зарождению следующего уровня развития общечеловеческих
ценностей. Одним из таких факторов явилась возможность моделировать
окружающий мир на различную глубину, наглядным примером чего является
современное представление о строении материи. Так современная
наука
при изучении материи в различных случаях использует несколько уровней
представления о материи, -- в самом грубом случае это некие
материальные объекты, для более тонких исследований материя
представляется в виде молекул, обладающих определенными свойствами, для
еще более тонких исследований используется атомарная модель строения
вещества, следующий уровень – элементарные частицы, еще глубже
кварки... И нет ни каких оснований считать, что кварками завершается
процесс моделирования строения материи. Но уже из этой модели,
очевидно, что при определенных условиях возможны недоразумения в первую
очередь обусловленные различием в уровнях используемых моделей.
Конечно, маловероятно, чтобы два физика поспорили о строении вещества,
когда бы один утверждал в качестве основы вещества атомы, а другой
приводил неопровержимые доводы в пользу молекул. Если подобный спор
между физиками выглядит абсурдным, то споры между последователями
различных философских учений, которые, безусловно, связаны между собой
таким же образом, уже абсурдом не кажутся и до недавнего времени,
назывался такой спор "войной мировоззрений” и чуть не завершился
настоящей войной. Таким образом, возникают основные поводы для
недоразумений, — во-первых, при использовании одной и той же модели,
исследуются разные ее уровни,--спорит сторонник молекулы с приверженцем
элементарных частиц как основы материи. Вторым поводом является
использование собеседниками разных моделей одного и того же явления.
Предоставляя человеку, возможность для создания различных моделей на
различную глубину постижения окружающего мира, язычество привело к
возникновению проблемы критериев – оценки создаваемых моделей. Возникла
насущная потребность оценивать эффективность используемых в
повседневной жизни моделей. В качестве самого примитивного критерия
легко напрашивается эмоциональная оценка -- ощущение удовольствия от удовлетворенной потребности воспринимается каждым человеком
элементом естественной природы, –– создается впечатление непредвзятой
оценки. Согласно этому критерию, все, что приносит удовольствие –
хорошо, все, что способствует неприятным ощущениям – плохо. Не следует
полагать, что язычество быстро пришло к подобному заключению, над
реальным язычеством еще долго тяготели запреты-табу, естественно
вошедшие в языческие системы в качестве составного элемента.
Язычество предоставило человеку большие возможности, сделав процесс
осмысления мира более сознательным, в результате язычество в истории
человечества занимает меньший промежуток времени.
Язычество соответствует большей части жизни отдельного человека, если
вспомнить, что каждый человек в собственном развитии повторяет историю
своего народа. Язычество привело и к зарождению
философии, которую можно определять с помощью различных формулировок, включая и привычную — "
наука
о наиболее общих законах...”, но, на мой взгляд, более естественно было
бы определить философию через стремление человека взять от жизни
максимум того, что возможно. Человек вдруг осознал, что у него появился
некий шанс -- его собственная жизнь! И возникло желание использовать
этот шанс самым эффективным способом. Но как это сделать? Что же
необходимо считать в жизни самым главным? Что бы, ориентируюсь на эту
ценность, прожить жизнь так, что бы в конце жизни быть однозначно
уверенным, - жизнь прожита самым счастливым образом, ни один миг столь
драгоценной жизни не потрачен впустую!
Стремление к счастью одно из основных свойств человеческой натуры, и
присуще каждому. Но вот реализуется оно по-разному, что выражено в
пословице "благими намерениями вымощена дорога в пекло”. Поиск наиболее
важных жизненных ценностей привёл к критическому осмыслению
эмоциональной оценки. Возникло представление о самом человеке, как о
комплексе взаимоотношений между душой и плотью, сознанием и
подсознанием в современной интерпретации.
Самой грубой моделью взаимоотношений между сознанием и подсознанием
является пример с голодом, – подсознание ощущением голода воздействует
на сознание, которое активирует память, вырабатывает план
удовлетворения желания и реализует его. Подсознание, в случае успешного
удовлетворения своего приказа сознанием, награждает последнее ощущение
удовольствия — сытости и снимает ощущение голода. В случае не
исполнения приказа следует наказание, арсенал которых у подсознания
значительный – злость, досада, неудовлетворённость, отчаяние, ощущение
безысходности и т. д.