ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?Немного найдется в английском языке слов, действующих на
широкую публику столь зачаровывающе, как "личность". Хотя
оно используется в разных смыслах, можно говорить о двух
основных. В первом случае этот термин относится к своего
рода умелости или ловкости. Личность индивида оценивается
по той эффективности, с которой он добивается позитивных
реакций различных людей в различных обстоятельствах. Именно
этот смысл имеют в виду, говоря о курсах "личностного
тренинга". Аналогично, преподаватель, говоря о личностных
проблемах ученика, скорее всего указывает на то, что
социальные умения ученика неадекватны для того, чтобы он
мог установить удовлетворительные отношения с соучениками и
педагогом. Во втором случае понятие соотносится с тем
наиболее явным и ярким впечатлением, которое индивид
производит на окружающих. Тогда говорят, что индивид
обладает "агрессивной личностью", или "покорной личностью",
или "ужасающей личностью". Наблюдатель выбирает тот признак
или качество, которое в высокой степени типично дуя
субъекта, предположительно является важной составляющей
общего впечатления, производимого на окружающих, и при
помощи этого понятия определяется личность человека.
Ясно, что в обоих случаях присутствует элемент оценки.
Обычно личности видятся как хорошие или плохие.
Хотя различия в обиходном использовании слова "личность"
могут показаться значительными, они перекрываются
разнообразием значений, которыми наделяют этот термин
психологи. Олпорт (Allport, 1937) в утомительном
литературном обзоре выделил около пятидесяти различных
определений, которые распределил в ряд категорий. Здесь мы
коснемся лишь некоторых.
Во-первых, важно различать то, что Олпорт назвал
биосоциальным и биофизическим определениями. Биосоциальное
определение во многом соответствует бытовому использованию
термина, так как соотносит личность с "социальной
стимульной ценностью" индивида. Именно реакция других
определяет личность субъекта. Можно даже утверждать, что
индивид не обладает никакой личностью за исключением той,
которая содержится в реакции окружающих. Олпорт решительно
возражает против утверждения, что личность содержится лишь
в "реагирующем другом", и полагает более предпочтительным
биофизическое определение, относящее личность исключительно
к характеристикам или качествам субъекта. В соответствии с
последним определением, у личности есть как воспринимаемая
сторона, так и органическая, и ее (личность) следует
связать со специфическими качествами индивида, поддающимися
объективному описанию и измерению.
Другой важный тип определения можно назвать "мешок
старьевщика" или "определение-омнибус". Это определение
представляет личность через перечисление. Термин "личность"
здесь используется для обозначения всего, что касается
индивида, и теоретик, как правило, при описании индивида
перечисляет важнейшие, на его взгляд, понятия, полагая, что
обозначаемое ими и составляет личность. В других
определениях подчеркивается интегрирующая или
организационная функция личности. Предполагается, что
личность выступает как организация или структура в отношении
различных дискретных реакций индивида или же что эта
организация является следствием активности личности,
существующей как внутрииндивидуальная сила. Личность есть
то, что упорядочивает и согласует различные виды
индивидуального поведения. Ряд теоретиков предпочитают
подчеркивать роль личности в управлении индивидуальной
регуляцией поведения. Личность представляется как различные
– и вместе с тем типичные – попытки регуляции,
осуществляемые индивидом. Другие определения отождествляют
личность с уникальными или индивидуальными аспектами
поведения. В этом случае термин используется для
обозначения того, что отличает индивида от остальных людей.
Наконец, некоторые теоретики считают, что личность
составляет сущность человека. В этих определениях личность
соотносится с наиболее репрезентативной частью индивида, не
только в плане его отличий от других, но, что более важно,
личность выступает тем, чем человек является на самом деле.
Этот тип определения иллюстрируется следующим положением
Олпорта: "личность есть то, что есть человек в
действительности". Согласно этому допущению, личность
содержит то, что, в конечном итоге, является наиболее
типичной и глубокой характеристикой человека.
Мы могли бы с пользой провести еще немалое время,
обсуждая проблему определения личности, если бы не знали,
что в последующих главах читатель встретит многие
уточненные определения в их естественном контексте. Более
того, мы убеждены, что никакое сущностное определение
личности ни на каком, уровне общности не применимо. Проще
говоря, имеется в виду, что определения личности,
используемые конкретными людьми, целиком и полностью
зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений.
Так, если в теории подчеркивается уникальность и
организованность, единство поведения, то вполне
естественно, что в определение личности в качестве ее
свойств войдут уникальность и организованность. Коль скоро
некто создал или принял данную теорию личности, такое
определение достаточно ясно ею допускается. Таким образом,
мы можем заключить, что личность определяется на основе
частных эмпирических представлений, выступающих как часть
используемой наблюдателем теории личности. Конкретно,
личность соотносится с набором черт или дескриптивных
понятий, описывающих изучаемого индивида в плане переменных
или величин, занимающих центральное место в данной теории.
Если данное определение читателя не удовлетворяет, пусть
он утешится мыслью о том, что на последующих страницах мы
встретим ряд более четких. Любое из них может стать вашим,
если вы примете соответствующую теорию. Иными словами,
вышесказанное означает, что определить личность невозможно,
не придя к согласию относительно той теоретической системы,
в которой она будет рассматриваться. Если бы нас вынудили
дать какое-нибудь однозначное определением сейчас, мы
вынуждены были бы, по логике вещей, опустить многие
теоретические проблемы, которые намерены исследовать.
Источник: http://www.psylib.ukrweb.net/books/holli01/txt01.htm#4 |