Теоретическое представление о воображении
и его психологическая характеристика
Воображение – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от
остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение характерно только для человека и странным образом связано с
деятельностью всего организма, будучи в то же самое время самым «психическим»
из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Благодаря воображению
человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся
человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и
творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования напоминает ему
о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может
«жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое
существо в мире.
От восприятия воображение отличается тем, что образы не всегда
соответствуют реальности в них есть элементы фантазии, если воображение рисует
сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В
действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение
нацелено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех
основных видов:
1.Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек
по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К
активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые
образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и
которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты
деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных
приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения
различают два типа таких интеллектуальных операций: 1-ый тип операций, посредством
которых формируются идейные образы. 2-ой тип операций, на основе которых
перерабатывается готовая продукция. Одной из наиболее сложных видов работы
педагога на уроках музыки
является развитие музыкального воображения учащихся, так как
воображение представляет собой необходимый и существенный элемент
художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной
музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное
формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и
задачами. Музыкальное произведение существует в
трех проекциях, а именно в виде: -
записанных композитором нот, -
живого
звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, и -
взаимодействия
художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах
деятельности - создании музыки, её исполнении и восприятии - обязательно
присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая
полноценная музыкальная деятельность. Создавая музыкальное произведение,
композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их
развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли
в момент создания музыки. Слушатель сможет понять то, что хотели выразить
композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки
смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают
духу музыкального произведения. Деятельность музыкального воображения
самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е.
умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое
значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы.
Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область
сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот
процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые
представления. Известный русский психолог Б.М. Теплов поясняет, что о внутренне
слуховой сфере музыканта можно серьезно говорить лишь тогда, когда появляется
возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями.
Произвольные репродуктивные музыкально-слуховые представления – это результат
умственных действий, открывающих возможность свободно, по своему желанию, вызывать из памяти необходимые образы. Произвольные музыкально-слуховые
представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и
восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека,
слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному
понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия в
музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое,
подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей. 1. Образы пассивного воображения
возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. 2. Продуктивное воображение отличается тем,
что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто
механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же
творчески преобразуется. 3. В репродуктивном воображении ставится
задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь
так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество. Но есть и другие виды воображения.
Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения – можно отнести к разряду
пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека
до сих пор не установлена, хотя известно, что
в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно
важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации
(осуществления) в жизни. Галлюцинациями называют фактические
видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека
действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы
организма сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций это
вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию,
связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим)
будущим. Мечта от грез отличается тем, что она
несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то
есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую
часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются
приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения,
порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности. В жизни человека воображение
выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции
воображения. 1.
Последовательная.
Что бы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни
найти все элементы, из которых будет построено представление. 2.
Эмоциональная.
Всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что
фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших
эмоций. 3.
Воспитательная.
В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды,
позволяющих развивать и упражнять свои способности. Можно заметить, Что все функции
воображения всецело согласуются с его психологическим свойством – поведения,
направленное на формы, еще не бывшее в нашей работе и это подчеркивает
необходимость развития воображения.
Источник: http://etelien.ru/Collection/16/16_00018.htm |