Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество
тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с
воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для
творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его
конкретных видах: изобретательском, научном, литературном,
художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества
конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени
обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены
соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью
человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных
переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не
только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку
творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных
ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности
алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано
известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до
"методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых
рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном
случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как
фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно
эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла
гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял
попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось
выделить четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний,
прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих
сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.
Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал
целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней
творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо
предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь
нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в
этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в
пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют
некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта.
Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства
решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто
среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть
серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать
в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня
совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как
правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.
На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в
которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок
возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут
оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала
нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные,
решать творческую задачу.
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов
решения творческих задач является перевод их с высших уровней на
низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством
специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее
сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы
научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в
«легкую».
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость,
произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое
преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам
и осуществляется определенными способами. Новые представления
возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям
анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в
мысленном разложении исходных представлений на составные части
(анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е.
носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий
процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при
формировании обычных образов воображения.
Источник: http://www.belkon.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=34 |