Четверг, 21.11.2024, 23:30
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Виды воображения [13]
Формы воображения [5]
Развитие воображения [29]
Сила воображения [11]
Функции воображения [7]
Воображение и творчество [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 806
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология воображения » Воображение и творчество

Воображение. Творчество и развитие творческих способностей в обучении.

Воображение. Творчество и развитие творческих способностей в обучении.

история проблемы творчества Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков и неугасающему стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти, конечно, не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхности явлений, нередко фантастически, резко искаженно, идеалистически. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Каждое общество, не порывая с прошлым, тем не менее "будет нуждаться в совершенно новых людях и создает их" в таких их социальных качествах и способностях, какие ему необходимы. Способности человека есть атрибут общественно-исторического процесса развития человека, они формируются, развиваются, реализуются и воплощаются в труде, в различных формах человеческой деятельности и созидания. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития. Многообразие и многоуровневое развитие человеческих способностей не витает в асоциальном, далеком от способов социального бытия, деятельности и отношений людей, пространстве.

Поэтому должна быть какая-то сопоставимость, сравнительность между способностями, какого бы уровня развития они не достигали. Следовательно, должна быть, и существует какаято "терпимость" по отношению к другим, ибо без социального разнообразия способностей человеческое общество не может скольнибудь успешно и разнообразно развивать различные свои стороны, составляющие единство как "общественного организма". Необходимость такого подхода к способностям вновь выводит нас из мира иллюзий в мир реальных социальных отношений человека, в мир человеческой деятельности. Формирование, культивирование и реализация способностей  и педагогико-психологическая, и социальная, и философская, и непосредственно производственно-практическая проблема. На рубеже XIX-XX столетий как специальная область исследования начала складываться "наука о творчестве", которая именовалась "психологией творчества". Вопросы теории и психологии творчества рассматривались совместно. Представление об истории, общей направленности, характере "теории и психологии творчества" можно составить по работе С.О. Грузенберга "Введение в психологию и теорию творчества". С.О. Грузенбергом выделено несколько типов попыток построения теории творчества. 1. Философский тип, рассматривающий вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи; имеет разновидности: гносеологическую и метафизическую. Представители первой разновидности - Платон, Шопенгауэр, Мен де Беран, Бергсон, Лосский и др. - главной задачей считали познание мира в процессе художественной интуиции, в устремленности человека к достижению высшего созерцания мира. Раскрытие метафизической сущности в религиозно-этической интуиции было центральной проблемой второй раз-новидности, которой занимались Ксенофан, Сократ, Аквинский, Августин, Шелинг, Соловьев. 2. Психологический тип. Одна из его разновидностей была связана с естествознанием и занималась рассмотрением проблем творчества, творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, особенностями бессознательного творчества (во сне). Вторая разновидность была связана с психопатологией и рассматривала проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия, алкоголизма и т.д. Этим занимались Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, Ме-биус, Бехтерев, Чиж и др. 3. Эстетический тип с эстетической и историко-литературной разновидностями. В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались Платон, Шиллер, Шеллинг, Бергсон, Ницше. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах; вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произве-дений, восприятия слушателя и зрителя. В центре внимания истории и литературы оказались народная поэзия, мифы и народные сказки, ритм в поэзии, литературные импровизации, психология читателя и зрителя. Представители этого направления - Дильтей, Потебня, Веселовский, Овсянико-Куликовский. Вслед за исследованиями художественного и научно-философского творчества появились исследования естественнонаучного творчества, а позднее - и технического. В последнее время общество остро нуждается в исследовании эффективности творчества и, прежде всего - научного. Это одна из центральных проблем науковедения. Жизнь выдвигает перед исследователями в этой области комплекс специфических задач практического характера и, прежде всего задачу наращивания творческого потенциала. Личность и творчество Творчество - чрезвычайно многообразное понятие. "Творчество, - читаем в "Философской энциклопедии", - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее". "Творчество, - пишет А.Г. Спиркин, - это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств, закономерностей материального мира и духовной культуры". Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.-С.103. Л.С. Выготский считал, что деятельность человека можно разделить на два типа: один вид деятельности - воспроизводящий, или репродуктивный, связанный тесным образом с памятью человека. Человек, воспроиз-водящий уже ранее создававшееся, повторяет выработанные приемы действий. Основой воспроизводящей деятельности является "пластичность нервного вещества". Мозг человека сохраняет прежний опыт и облегчает его воспроизведение. Второй вид деятельности, основанный на комбинирующей, или творческой способности мозга человека, психологи назвали воображением или фантазией. "Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество". И далее: "Именно творческая деятельность человека делает его существование обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее". Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрас-те. - М., 1991.-С.5. Творчество в любом виде деятельности, материальной или духовной, тем и отличается от простого исполнительства, что оно захватывает всего человека, соединяет и организует его физические и духовные силы в нечто целое. Без такой цельности, собранности творческих сил и возможностей человека деятельность оказывается неполноценной (даже независимо от конечного результата, который может быть блестящим). Физические усилия в труде художника, ученого, хирурга, инженера - это усилия особого рода, это органическое продолжение мыслящей головы. Творческие работники не только высокоодаренные, наделенные каким-то особым талантом люди, но и еще большие умельцы, мастеровые, профессионалы своего дела. И.П. Павлов говорил: "Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал удовлетворение, когда в последний вносил какую-нибудь догадку, т.е. соединял голову с руками". Вместе с тем понимание творчества как труда, связанного с деятельностью головы (для писателя, ученого), рук (для художника, скульптора), тела (для актера) было бы явно узким, ограниченным, утилитарным. А. Блок писал, характеризуя творчество писателя: "Ведь именно литератор есть человек той породы, которой суждено всегда от рождения до смерти волноваться, ярко отпечатлевать в своей душе и в своих книгах все острые углы и бросаемые ими тени. Для писателя - мир должен быть обнажен и бесстыдно ярок. Таков он для Толстого и Достоевского. Оттого - нет ни минуты покоя, вечно на первом плане - "раздражительная способность жить высшими интересами" (слова А. Григорьева). Ничего "утомительнее" писательской жизни и быть не может". Блок А. Собр. Соч. в 8 т. - М., 1963. Т. 8. С 227. Творение духа, сознания принято объяснять талантом, гениальностью, вообще особыми способностями человека. Но это еще и результат огромного напряжения, которое существенно отличается от изнурительности и усталости чисто исполнительского акта, захватывает всего человека и требует от него полной самоотдачи. Когда-то Л. Фейербах, с присущей ему эмоциональностью и образ-ностью, назвал акт творчества "нападением духа на наше существование и самостоятельность, нападением не на жизнь, а на смерть. Даже чисто научное, философское творчество, которое расцветает лишь при полном господстве разума, представляет собой и в то же время экстаз, захватывает всего человека, возбуждает живейшее напряжение чувств, требует и вызывает наиболее интимное участие личности". Фейербах Л. История философии. - М., 1967. Т. 1. С 500. При определенных условиях и на определенном этапе творчества появляется состояние так называемого интуитивного озарения. Б.М. Кедров - один из активных исследователей проблемы научного творчества с позиций диалектического материализма - в книге "День одного великого от-крытия" на примере анализа открытия Менделеевым периодического зако-на химических элементов раскрывает все этапы творческого процесса. Своеобразной формой интуитивного озарения явился тот факт, что Дмит-рий Иванович увидел всю таблицу во сне. Б.М. Кедров допускает возможность появления подсознательной мысли во время сна. Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности, о тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. В.И. Вернадский наиболее последовательно оха-рактеризовал эти условия. Он признавал огромную роль эмоционального компонента в творческом процессе. Американский психолог Л.С. Кюби считал, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено стро-го упорядоченными символами и понятиями, которые исключают возможность создания новых порядков и сочетаний, т.е. подавляют фантазию и воображение. Там же, где воображение свободно от оков логики, имеет место творчество. Но логика и интуиция взаимосвязаны, каждая играет свою необходимую роль, обе неизбежны. Творческое вдохновение - это особое психо-логическое состояние, на фоне которого проявляется интуиция. В эти мгновения человек способен предвосхищать итог мысленной работы, перескакивая через определенные этапы, отдельные ее звенья. История возникновения новых идей в науке и искусстве показывает, что они далеко не всегда являются результатом чисто логических мыслительных операций. Этот иной, своеобразный вид мышления называют "нешаблонным" в отличие от "шаблонного" (логического). Нешаблонное мышление является более творческим способом использования разума. Продуктивное воображение связано с конструктивно-творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации. Для истинно творческого воображения характерен "отлет" от реальности, выход за пределы непосредственно данного. Воображение и мышление развиваются в единстве, те формы воображения, которые связаны с творческой активностью духа, являются совершенно необходимым, неотъем-лемым моментом мышления. Сила продуктивного воображения определяется, прежде всего тем, насколько воображение "учитываем" меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную значимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и по-настоящему оригинальным является результат этой его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, оно оборачивается бесплодной фантазией. Творчество в любой сфере, как и профессионализм, делает разницу между трудом материальным и духовным малозаметной, а в условиях хорошей технической оснащенности процесса она вообще отодвигается как бы на второй план. На первый плен выходит нечто иное, процесс самого созидания, творчества нового. Везде, где труд выступает как самоосуществление индивида и хоть чуть-чуть выражает его как личность, самобытную индивидуальность, которая стремиться во все, что она делает, внести нечто свое, он (труд) не может быть забавой, чем-то легким, тем более легкомысленным. К. Маркс, используя как пример труд композитора, пишет, что он "представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение". К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. 2. С 110. Приведем размышления некоторых философов о проблеме творчест-ва и соотношении личности и творчества. В XVIII веке И. Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения как единстве сознательной и бессознательной деятельности. В "Антропологической дидактике" он пишет, что имеется три различных вида чувственной способности к творчеству: изобразительная способность созерцания в пространстве, ассоции-рующая способность созерцания во времени и способность сродства из общего происхождения представлений друг от друга. Прежде чем художник может представить телесную фигуру, он должен изготовить ее в своем воображении, и тогда эта фигура есть творчество, которое, если оно непроизвольно, называется фантазией и не принадлежит художнику; если же оно управляется волей, оно называется композицией, изобретением. Под талантом (природным дарованием) понимается то превосходство познавательной способности, которое зависит не от обучения, а от природных задатков субъекта. Таланты эти - продуктивное остроумие, проницательность и оригинальность мышления (гениальность). Остроумие соединяет разнородные представления, которые часто находятся по законам воображения (ассоциации) далеко друг от друга. Остроумие нуждается в способности суждения, чтобы частное подводить под общее и применять способность мышления для познавания. Остроумию нельзя научиться с помощью школьного механизма с его принудительностью; оно, как особый талант, принадлежит к щедрости образа мыслей при взаимном обмене их; оно трудно объяснимое свойство рассудка. Чтобы что-то открыть (что лежит скрытым в нас самих, или вне нас), для этого во многих случаях нужен особый талант - нужно знать, как искать; это природное дарование высказывать предварительные суждения, в которых можно было бы найти истину, нападать на след вещей и пользоваться малейшими признаками сходства, чтобы открыть или найти искомое. Есть люди, обладающие талантом как бы с волшебным жезлом в руках отыскивать сокровища познания, хотя они этому не учились; но и других этому научить они не могут; они могут только показывать им, ведь это дар природы. Изобрести что-нибудь - это совсем не то, что открыть. То, что изобретают, не было никому известно до мастера, который его сделал. Талант к изобретению называют гением, однако это имя всегда дают только мастеру, тому, кто умеет что-то сделать, а не тому, кто только много знает и понимает. Но дают его не тому мастеру, который только подражает, а тому, который умеет создавать новое произведение первоначально. Наконец, и этому мастеру дают это название только в том случае, если его произве-дение будет образцовым, то есть оно заслуживает быть примером для под-ражания. Следовательно, гений человека есть образцовая оригинальность его таланта. Истинная сфера для гения - это сфера воображения, ибо оно бывает творческим и меньше, чем все другие способности, находится под гнетом правил, но именно по этому ему больше доступна оригинальность. Дух - это оживляющий принцип в человеке. Но причина, почему об-разцовую оригинальность таланта называют гением, заключается в том, что тот, кто обладает им, не может объяснить себе его проявление и не в состоянии самому себе растолковать, как он дошел до искусства, которому он не мог научиться. Невидимость причины или действия есть побочное понятие о духе, внушению которого он как бы только следует. Но душев-ные силы должны при этом посредством воображения приходить в действие гармонически, иначе они будут не оживлять друг друга, а только мешать одна другой; и эта гармония дается только природой субъекта, в виду чего гения можно назвать таким талантом, посредством которого природа дает искусству правила. П.Л. Лавров в лекции "Что такое философия в творчестве" говорил, что самое простое применение слова "творчество" находит в искусстве. Оно соответствует тому, что называют фантазией художника. Язык - есть первый результат творчества. Творчество прибавляет бытия состоянию духа, облекая его формой. Творчество есть процесс образования форм. Фор-ма является его существенной принадлежностью. Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество. Стройная форма есть существенное и необходимое условие художественного творчества. Неудержимая сила жизни через посредство личности, создающей формы, вносит в них содержание и потрясает массы с помо-щью этого содержания. Деятельность, удовлетворяющая стремлению отве-тить на вопросы науки и жизни - научное творчество. Художник и мыслитель на столько философы в своих созданиях, насколько они критически относятся к существующим формам творчества, как чужим, так и своим собственным. Постоянное внесение всего своего знания, всего своего бытия в свои создания - это и есть условие философии в творчестве. Она представляет вечную борьбу с созданным во имя создающегося. Н.А. Бердяев "О назначении человека". Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. И проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, не бывалое. Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего. Ничто стало чем-то, небытие стало бытием. Творчество предпо-лагает небытие, подобно тому, как у Гегеля становление предполагает небытие. Творчество, подобно платоновскому Эросу, есть дитя бедности и богатства, ущербности и избытка сил. В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии и одоление душевно-телесной стихии духом. Творчество есть свобода, творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, не бывалого, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося. Творчество предполагает ничто. Тайна творчества и есть тайна свободы. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, небывалого. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир. Тайна творчества раскрывается в библейско-христианском мифе о творении мира Богом. Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворен, что есть Творец. Человек, сотворенный Творцом и по его образу и подобию, есть то же творец и призван к творчеству. Творчество предполагает элемент свободы, элемент дара и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт. В творчестве есть две разные стороны - внутренняя и внешняя. Есть первичная творческая интуиция, творческий замысел художника, когда ему звучит симфония, предстоит живописный образ или образ поэтический, внутренне не выраженное еще открытие и изобретение, внутренний творческий акт любви к человеку, то же еще ни в чем не выраженной. В этом творческом акте человек стоит перед Богом и не занят еще реализа-цией в мире и для людей. И это только есть настоящее первородное познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной бытия. Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов творчества. И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. И всегда есть трагическое несоответствие между творчеством горения, твор-ческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества. Творческое горение, творческий взлет всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела. В этом трагедия творчества и граница человеческого творчества. Творчество по природе своей гениально. Гениальность не тождественна гению. Гениальность есть целостное качество человеческой личности, а не специальный дар; и она свидетельствует о том, что человек прорывается к первоисточнику, что творческий процесс в нем первороден, а не определяется социальными наслоениями. Этому может не соответствовать способность реализации, искусство, мастерство. Соединение гениальной натуры и первородного творческого процесса, прорывающегося к первоисточнику, с очень большим даром, талантом реализации творчества в продуктах и образует гения. Ложно всякое сравнение людей по их гениальности и даровитости, ибо это есть отрицание индивидуальности. Есть великая печаль и горечь, связанная с творчеством. Существует трагический конфликт творчества и личного совершенства. Сила, величие, гениальность творчества совсем не пропорциональны степени совершенства, достигнутого человеком. Творец, и великий творец, может быть гулякой праздным, может быть ничтожнейшим из детей ничтожных мира. Творческий гений ни за что дается человеку, он не связан с религиозными или нравственными усилиями человека достигнуть совершенства, преобразить себя. Творчество стоит как бы вне этики закона. И тут мы встречаемся с нравственным замечательным парадоксом. Творец в своем творчестве забывает о своей личности, о себе, отрекается от себя. Творчество носит напряженноличный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности. Творчество всегда есть самопреодоление, выход их пределов своего замкнутого личного бытия. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личностью. Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека. Творческое напряжение есть нрав-ственный императив и при том во всех сферах жизни. Творческое напря-жение в познавательных и художественных актах имеет нравственную ценность. Путь творчества - путь осуществления полноты жизни. В.С. Соловьев "Философские начала цельного знания". Обращаясь к основной сфере человеческого бытия - к сфере чувства, мы должны повторить, что чувство составляет предмет нашего рассмотре-ния, поскольку оно получает общее объективное выражение, то есть начало творчества. Творчество материальное, которому идеи красоты служат как украшение при утилитарных целях, я называю творческим художеством, высший представитель которого есть зодчество. Творчество, в котором определяющее значение имеет эстетическая форма - форма красоты, выражающаяся в чисто идеальных образах, называется изящным художеством: ваяние, живопись, музыка, поэзия (легко заметить постепенное восхождение от материи к духовности в этих четырех видах изящного искусства). "Творческое чувство" может казаться противоречивым, но дело в том, что человек, как конечное существо, не может быть абсолютным творцом, то есть творить из себя самого, следовательно, его творчество необходимо предполагает восприятие высших творческих сил в чувстве. Действие на нас идеальных существ, производящее в нас умосозерцательное познание (творчество) их идеальных форм или идей, называется вдохновением. Это действие выводит нас из обыкновенного нашего натурального центра, поднимает нас на высшую сферу, производя, таким образом, экстаз. Итак, действующее или непосредственно определяющее начало истинного философского познания есть вдохновение. Существование идеальной интуиции вообще, несомненно, доказывается фактом художественного творчества. Все скольконибудь знакомые с процессом художественного творчества хорошо знают, что художествен-ные идеи и образы не суть сложные продукты наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору в своей внутренней целости, и работа художника сводится к их развитию и воплощению в материальных подробностях. Отвлеченная рассудочность, также как рабское подражание действительности, суть одинаково недостатки в художественном произведении; всякому известно, что для истинно художественно образа или типа, безус-ловно необходимо внутреннее соединение совершенной индивидуальности с совершенною общностью, или универсальностью. Предметом художества может быть только цельная идея, открытая умственному созерцанию, или интуиция. Имея все в себе, сущее не может хотеть произвести что-нибудь существенно иное - оно может хотеть только свое собственное содержание иметь как другое. В этом состоит всякое творчество. Художник хочет творить не что-нибудь себе чуждое, совершенно иное от себя, чего бы в нем совсем не было, - напротив, он хочет лишь ту идею, которая находится в нем самом, определяет его внутреннее существо или составляет его собственное внутреннее содержание, - эту свою идею он хочет осуществить вне себя, сделать ее другим себе, выделить и обособить ее. И как художник, объективируя свое содержание или делая его внешним, не теряет его как внутреннее, так и абсолютно сущее в своем проявлении не перестает пребывать само в себе. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как социальная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществ-ления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. К. Маркс следующим образом характеризовал природу духовного труда и его связь с действительностью: "Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществить в некотором общении с другими, - даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей дея-тельности - даже и сам язык, на котором работает мыслитель, - но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо". К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 42. С 118. В. М. Бехтерев писал: "Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственно воспитания, созидающие навыки в работе. Последние развивают склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней в особенности". Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. С. 233. Таким образом, нельзя говорить о полноценности человеческой жизни без учета ее духовного содержания, культурного наполнения. Творческая сила духа - это привилегия человека, жизненная необходимость его бытия, его сущностная характеристика.



Источник: http://iatp.vspu.ac.ru/itog2002/tar/11.HTML
Категория: Воображение и творчество | Добавил: sova (21.05.2009)
Просмотров: 7724 | Теги: Психология воображения | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz