История логики
Прежде чем приступить к изучению истории логики, следует ответить на
вопрос: вправе ли мы вообще говорить об историческом развитии логики?
Согласно Канту, за две тысячи лет со времен Аристотеля логика не
сделала и одного шага вперед. В начале XX в. русский ученый Е. А.
Бобров проводит мысль, что к тому времени была создана лишь
единственная заслуживающая внимания система логики — логика Аристотеля,
которая уже устарела, но замены которой нет, что в будущем предстоит
создать новую логику. Подобные взгляды высказывали и другие ученые, но их
несостоятельность видна из следующего высказывания Ф. Энгельса:
«Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это —
исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные
формы и вместе с тем очень различное содержание. Следовательно, наука о
мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об
историческом развитии человеческого мышления… Теория законов мышления
отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная „вечная истина", как
это связывает со словом „логика" филистерская мысль. Сама формальная
логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной
ожесточенных споров». Познание есть поступательный исторический процесс развития от
незнания к знанию. В связи с общим ходом развития научного знания
изменяется и наука логика. Логические формы, категории и законы мышления формируются в процессе
общественной практики. Они являются отражением объективного мира,
находящегося в процессе бесконечного развития. «Законы логики суть
отражения объективного в субъективном сознании человека»; «…категории мышления… выражение закономерности и природы и человека…». Практические запросы промышленности, сельского хозяйства,
общественной жизни во всем многообразии ее потребностей ставят задачи
перед мышлением и в целях решения этих задач мышление создает все более
совершенные понятия, вырабатывает все более совершенные приемы научного
исследования, изобретает новые научные методы. Процесс все большего приближения нашего познания к абсолютной истине
есть не только процесс увеличения наших знаний, но вместе с тем процесс
развития, умножения и совершенствования наших логических средств
познания мира. Современная логика есть исторический продукт
многовекового развития. Даже основные категории, которыми оперирует наш
ум и которые лежат в основе логики, такие, например, как категории вещи
и свойства, причины и следствия и т. д., появились впервые лишь на
определенной ступени развития человечества л были в свое время великими
открытиями. За время существования логики как науки ее предмет подвергался
весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что
она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир
переживаний, а мышление, посредством которого человек познает и то и
другое.
Задачей этой науки является исследование форм и законов самого
мышления. Естественный исторический ход человеческого познания
характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего
объективного мира и лишь после того, как в результате этого познания
человечество достигло известной степени совершенства, возникают
проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения
этих проблем и вызвала к жизни теорию познания и логику. Первоначально логика зарождается в недрах единой всеобъемлющей
нерасчлененной науки — философии — и носит в основном онтологический
характер, т. е. относится непосредственно к порядку вещей, а не к
порядку идей. Так, закон тождества у Парменида характеризуется как
закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об
изменении вещей. Формула закона достаточного основания у Демокрита
говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и без
основания. Борьба метафизики Парменида с, диалектикой Гераклита
протекала в плане онтологической интерпретации логических
закономерностей. Логические теории Платона также носят онтологический
характер хотя бы потому только, что объективный идеализм признает подлинной действительностью само мышление, превращенное в абсолют. В отличие от объективного идеализма агностицизм Канта и родственные
ему субъективно-идеалистические направления, отрицая онтологическое
истолкование логики, предлагают строить так называемую логику явлений,
например, «трансцендентальную логику» (И. Кант),
«теоретико-познавательную логику» (В. Шуппе), «логику чистого познания»
(Г. Коген) и т. п. Признавая закономерные связи и отношения между
предметами, но считая их вносимыми рассудком в мир опыта априорными
субъективными моментами, кантианское направление философской мысли
пыталось создать своеобразную теоретико-познавательную логику, предмет
которой был бы отличным от предмета формальной логики. Трансцендентальная логика Канта ставит своей целью доказать
невозможность познания вещей в себе и возможность познания лишь
явлений. Наряду с трансцендентальной логикой и независимо от нее Кант
разрабатывает общую формальную логику с иным предметом исследования.
Формальная логика, по Канту, должна изучать формы мышления и его законы
в отрыве от содержания и от их познавательной ценности. Логика как наука о мышлении первоначально возникает в связи с
развитием практики ораторского искусства, как часть теории риторики.
Такой характер носят начатки логики в Древней Индии, Древнем Китае,
Древней Греции и Риме, а также в России. Основоположник науки логики
Аристотель в своем первом сочинении по логике «Топика», как показывает
само название,
рассматривает проблемы логики в связи с теорией риторики. В Древнем
Риме логика тоже была неразрывно связана с риторикой. В России первая
оригинальная система логики, принадлежащая М. В. Ломоносову, изложена в
его руководстве по теории красноречия. Таким образом, вначале логика
выступает как одно из средств воздействия на умы людей, убеждения их в
целесообразности того или иного поведения. В искусстве красноречия
логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические
приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения
аудитории. От такого упрощенного понимания предмета логики постепенно
совершается переход к новому пониманию. В связи с развитием философии и
науки и выявлением различных точек зрения на изучаемые вопросы, с
появлением различных философских и научных школ и направлений логика
начинает выступать как важный элемент в философских и научных
дискуссиях. Представление о логике как науке о мышлении, ведущем к
познанию истины, формируется в борьбе с софистикой, с беспринципностью и со словесной эквилибристикой. Так, в борьбе с софистикой родились
логика Демокрита и логика Аристотеля, в которых правильно ставится
вопрос о предмете логики как учении о мышлении, ведущем к познанию
истины. Здесь логика выступает одним из средств развития науки и
философии, обоснованности их положений и опровержения ложных и
ошибочных теорий. Но такое понимание предмета логики в дальнейшем
приводит к ошибочному взгляду на логику как на единственного верховного
судью в вопросах научной истины. Этот взгляд особенно рельефно выражен
в арабоязычной логике, где названия сочинений по логике часто
начинались со слов «Весы разума», что намекало на назначение логики
оценивать состоятельность и обоснованность выдвигаемых в науке
положений с точки зрения «света разума». Согласно этой концепции, все
научные положения должны поступать на суд логики, которая производит
решающую проверку их истинности. Здесь формально логическая строгость
возводилась в высший критерий истины, здесь еще не видели и не понимали
значения практики как основного критерия истины. Новое понимание предмета логики сложилось у Ф. Бэкона, для которого
логика являлась не орудием проверки истинности, а орудием, с помощью
которого делаются новые научные открытия. Для Бэкона главный раздел
логики — учение о методе научного исследования, вооружающем
исследователя средствами для открытия новых истин. История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и
задачи логики, в частности можно упомянуть о споре между психологизмом
и антипсихологизмом в логике. Психологическая логика сводила предмет
науки логики к изучению психологии мышления и, таким образом,
упраздняла логику как самостоятельную науку со своими специфическими
задачами. С позиций психологизма выступают Н. Грот, Т. Липпс и др. Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психологии и
развивает методологию антипсихологизма как основы для построения
логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и
Цигена тесно связывает логику с психологией, не растворяя логику в ней;
однако психология, которая здесь широко используется, является
идеалистической. В настоящее время в качестве самостоятельных логических дисциплин
развиваются общая формальная логика, математическая логика и
диалектическая логика. Для уяснения философских оснований логики существен революционный
переворот в философии, который совершили К. Маркс и Ф. Энгельс, в связи
с чем по-новому был поставлен вопрос о предмете науки логики. Известно
высказывание Энгельса, что в результате этого революционного переворота
от прежней философии остаются лишь две науки — формальная логика и
диалектика. Предвидя нападки на формальную логику, Энгельс говорил, что
формальная логика не чепуха и она (как наука) должна сохранить свое
значение наряду с диалектикой, подобно тому как низшая математика
>не отменяется высшей, а сосуществует с ней. Чтобы выяснить предмет
формальной логики в свете диалектического материализма, необходимо
разграничить сферы формальной логики и диалектики. Диалектика есть
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и
человеческого мышления. Предметом ее изучения являются прежде всего
самые общие закономерности вещей и явлений объективного мира, а также
человеческого мышления. Марксистская материалистическая диалектика рассматривает
человеческое мышление в его всеобщей связи и развитии в
противоположность метафизике и идеализму, которые рассматривают
мышление в отрыве от высшей нервной деятельности, продуктом которой оно
является, от объективной действительности, отражением которой оно
является, от общественной жизни, с которой оно теснейшим образом
связано, от языка, с которым оно образует неразрывное единство, и не
видят в мышлении бесконечного движения и развития. Что касается логики мышления, то марксистская материалистическая
диалектика утверждает объективность ее, независимость законов и форм
мышления от воли и сознания людей. Законы и формы мышления, по учению
марксистской материалистической диалектики, определяются свойствами
объективной действительности, связями и отношениями, существующими в
последней, являются их отражениями. Люди могут познавать объективные
законы мышления и использовать их в интересах общества, но не могут
изменять, отменять или создавать их. В качестве объективных законов
логические законы мышления являются общечеловеческими, одинаковыми для
всех людей, они имеют силу для всякого мышления, познающего истину. Но
самое познание законов и форм мышления не остается неизменным, оно
углубляется в связи с общим развитием науки. Если диалектика рассматривает мышление в его всеобщей связи и
развитии, то задачи формальной логики являются более скромными. В свете
марксистско-ленинской теории предметом формальной логики являются формы
мышления и его законы, которые отражают самые обычные отношения вещей,
т. е. формы и законы мышления, которые постоянно, миллиарды раз
применяются в практической и научной деятельности людей. Огромное значение этих форм и законов мышления заключается в этой
повседневности их применения. Здесь уместно опять вспомнить проводимую
Энгельсом аналогию между формальной логикой и низшей математикой. Как
ни скромно выглядят арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления по сравнению со сложнейшими формулами высшей
математики, но без простого арифметического счета нельзя сделать ни
шага ни в производственной деятельности, ни в области обмена и ни в
какой другой области общественной жизни. Формальнологические законы
мышления, правила силлогизма и другие правила формальной логики играют
такую же роль, как таблицы элементарных арифметических действий. Без
мышления по законам и правилам формальной логики невозможна даже самая
элементарная производственная деятельность, даже самая простая
сознательная деятельность в любой области. Задача формальной логики в настоящее время заключается в том, чтобы
взять все то ценное, что было выработано старой формальной логикой, и
критически освоить это наследие. Новая формальная логика, согласно
указанию В. И. Ленина, должна быть формальной логикой с поправками. Это
означает, что наследие формальной логики необходимо очистить от
идеализма и метафизики. Дело в том, что на старой традиционной формальной логике лежит
печать идеализма и метафизики, так как она разрабатывалась либо
идеалистами, либо материалистами-метафизиками (как Бэкон и французские
материалисты XVIII в.), либо мыслителями, колебавшимися между
материализмом и идеализмом, между диалектикой и метафизикой (как
Аристотель). В связи с необходимостью внесения поправок в старую формальную
логику уместно поставить вопрос, является ли формальная логика наукой
классовой, партийной, надстроечной? Если сама логика мышления,
логический аппарат мышления, его формы и законы являются
общечеловеческими, неклассовыми, непартийными и ненадстроечными, то в
науке логике следует различать две стороны: те части ее, которые
трактуют о схемах категорического, условного и разделительного
силлогизмов и вообще о необходимых связях мыслей, формах мышления и т.
д., следует признать неклассовыми, общечеловеческими (подобно
математическим формулам), а философскую часть логики — классовой,
партийной и надстроечной. В классовом обществе наука логика, как и
философия, служит интересам господствующих классов. Но поскольку в
жизни общества всегда идет борьба между отживающим, старым и растущим,
новым, между реакционными и прогрессивными силами, в логике тоже идет
борьба направлений. В истории логики всегда шла борьба между
материализмом и идеализмом. Принцип классовости и партийности науки
логики учит нас различать в ней прогрессивные и реакционные течения и
видеть в борьбе направлений классовую борьбу в ее теоретической форме. История логики изучает этапы развития этой науки. Применение
марксистского диалектического метода в истории логики превращает ее из
науки, в которой преобладали простые описания сменявших друг друга систем логики и субъективная оценка их, в
науку, раскрывающую закономерности исторического ее развития. История
логики показывает, что развитие учений о самом мышлении осуществляется
в форме борьбы противоположностей, в борьбе между прогрессивными и
реакционными направлениями в логике, между материализмом и идеализмом в
ней. История логики должна показать связь развития логики с общим ходом
исторического развития общества, с общественным бытием, с развитием
производства и техники, с классовой борьбой, с развитием философии и
наук (математики, естествознания и др.). Устанавливая смену этапов в
развитии логики, мы должны вместе с тем учитывать преемственность в
развитии логических учений. Развитие науки логики на протяжении ряда столетий протекало по двум
руслам, обособленным и не связанным между собой. Одно из этих течений
имело своим истоком древнегреческую логику (в особенности логику
Аристотеля). На этой основе развивалась логика в Древнем Риме, затем в
Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока,
Западной Европе и России. Другое течение имело своим истоком индийскую логику, и на ее основе
развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии и Индонезии. Ввиду исторической обособленности этих двух рядов развития следует рассмотреть их в отдельности.
Источник: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%92%D0% |