Статистика |
|
|
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 5 Показано материалов: 1-5 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Практические логики как проблема В статье, предшествующей его книге "Практическое чутье"
(и носящей то же заглавие), Пьер Бурдье говорит: "Итак,
следует признать в практике определенную логику, которая не
является логикой логики, чтобы мы не допустили требования
от нее большей логики, чем она может дать, и чтобы мы не были
вынуждены освобождать ее от непоследовательности или навязывать
ей непротиворечивость" (Бурдье 1998). В этой статьи меня
будут интересовать мотивы, которые заставили Бурдье поставить
практическую логику как проблему, а также методологические
трудности, которые помешали ему решить эту проблему (кроме
как в ее общей форме). |
Практическая и реконструктивная логика в
социологических исследованиях
Между наукой и философией,
невзирая на реальную автономию науки, существует значительная область пересечения. Это
логика и её законы. Один из философов заметил, что даже Бог не
может нарушать законы логики и, несомненно, наука им тоже следует. В частности,
социологическое и политологическое знание основано на логически приемлемых свидетельствах.
В формирующейся метатеории социологии, распространяющейся и на другие
общественные дисциплины, присутствует проблема нормативного принуждения
логики в отношении социальной науки. Является ли логика и её практическая разработка «методология» нормативным основанием для научных исследований? Каждый ученый стремится быть «логичным», используя законы логики в отношении вынесения суждений, умозаключений, выводов. |
Практическая логика.
Полные системы
логических операцийВозможность вывести любую
тавтологию в чрезвычайно простом
исчислении Гильберта всего с двумя
операциями ¬ и Ъ наводит на
вопрос, достаточно ли широко наше понятие
пропозициональной формулы, чтобы
охватывать все способы образования
высказываний? Нет ли каких-нибудь новых
логических операций, которые нельзя было бы
выразить через ¬ и Ъ, и
использование которых сильно расширило бы
возможности нашего формального
логического языка? Покажем, что таких
операций нет. Каждая мыслимая логическая
операция над n высказываниями
определяется соответствующей функцией f(A1,А2,...,An)
от n логических переменных, принимающей
значения И или Л для каждого набора
значений своих аргументов. Такая функция называется логической и
задаётся таблицей |
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА Познание есть отражение действительности. Оно является сложным диалектическим процессом проникновения ума в сущность вещей. Познание идет через возникновение и разрешение противоречий и носит активный, творческий характер: оно, раскрывая закономерности объективного мира, указывает пути преобразования, изменения его.
Материалистическая диалектика, будучи наукой и о мышлении, изучает свой предмет исторически, вскрывает происхождение и развитие познания. "В теории познания, – писал Ленин, – как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. |
Предмет формальной логики Выяснение специфической особенности логической формы служит предпосылкой для определения предмета формальной логики. Он, как и предмет любой науки, представляет объективный характер. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления. Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность. |
|
|
|