История не оставила
прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и
сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об
основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно
существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой
было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно
вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало
особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая
чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи
отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой
образностью.
Известно в Древней
Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических
акций относится еще к X веку, когда после
знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен
«Договор русских с греками».
Достойным образом в
Древней Руси было представлено военное красноречие –обращение к войску проявить
стойкость и мужество. Еще один вид красноречия — торжественное. Пиры, тризны,
встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия
Русью христианства развивается гомилетика — торжественное и учительное
красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было
известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе
исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного
христианского проповедничества.
В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель
Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного
наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди
современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси».
Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для
чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как
настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то
обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную
богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает
сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает.
Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно
владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это
повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.
Образцы вполне
светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно
вспомнить обращение к князьям Святослава.
Термин «риторика» в
русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в
1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария",
появилось в начале XVII столетия.
В становлении
русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое
руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика,
показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной
в пользу любящих полезные науки» (1748 г).
Ломоносов дает
следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной
материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению.
Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово».
Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
Из многочисленных
отечественных риторик наиболее известна «Общая реторика « Н.Ф.Кошанского (1829).
Ученый дает следующее определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает:
1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок
(Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)». (Кошанский Н.Ф. Общая
реторика, -9-е изд. - СПб., 1844. — С.2) Цель риторики как науки и учебного
предмета Кошанский видит в том, чтобы, «раскрывая источники изобретения,
раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей,
дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча
выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему
благоразумному, великому и прекрасному» (там же).
Нужно отметить, что
до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском
искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то
одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика.
Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.