Классическая риторика сложилась в условиях первоначальной демократии –
греческих полисов и Римской республики. На Востоке, в Индии и Китае, риторики
классического средиземноморского типа не было. Это не значит, что на Востоке не
было теории речи. В Индии, по свидетельству Ф.И. Щербатского, в буддизме была
разработана силлогистика. Становление силлогистики в Индии было обусловлено
необходимостью споров догматического содержания и служило средством убеждения
оппонентов в истинах религиозного учения.
Индийская логика была частью теории эстетики. Она составляла часть
«Трактата о пляске» Натьяшастры. Позднее логика была дополнена учением о стиле
в трактатах Кавьяланкара (украшения речи) и Дхваньялока (букв. Свет дхвани,
т.е. поэтической метафорики). Учения же о правдоподобной речи, т.е. не
обязательно правильной, но лишь о правдоподобной, не возникло.
В Китае общее философское учение о Логосе – Дао было разработано
технически в «Книге перемен», где существует формальная система описания мира и
прогностики с определенными синтаксическими свойствами, позволяющими правильно
помыслить. В VI веке
была создана китайская теория словесности, в которой давались правила и образцы
всех видов словесности, использовавшихся в Китае. Учения же о правдоподобной, а
не только о правильной речи в Китае, как и в Индии, не возникало. По этическим
соображениям требовалась именно праведная, а не правдоподобная речь.
Это было связано с характером государства. Монархам и их представителям
для реализации суда, укрепляющего авторитет власти, и для правильных решений
политико-административного характера нужно было не правдоподобие, а правда. Учения
о речи были этически ориентированы на высказывание истины.
В Греции суд пританов и в Риме судебные тяжбы в комициях были, как
правило, удовлетворением гражданских исков. Присяжные, говоря современными
словами, решали главным образом гражданские тяжбы. Наказан мог быть как истец,
так и ответчик. Ни один обыватель не мог апеллировать к более высокому
авторитету, чем мнение сограждан.
Свобода мнений и интересов, открытость частной жизни для соседских
притязаний порождали обилие процессов. Суд, неопределенный по составу и
юридической подготовке судей, требовал не логически строгих доказательств, а
удовлетворялся риторскими техническими доказательствами для определения мнений,
т.к. нетехнические (т.е. вещественные) доказательства всех видов не очень
уважались, как это видно из трактата Аристотеля «Риторика».
Так, в условиях античной демократии требовалось только повлиять на
мнение судей, которые фактически склонялись на ту или другую сторону
противников в процессе под влиянием мнений. Вот отчего риторика античности
определялась создателями ее как учение о правдоподобной речи, а вовсе не
об отыскании подлинной истины. В этом отношении характеристика, данная риторам
Платоном в диалоге «Горгий», полностью доказывает, что риторическая практика
управлялась в основном корыстью и стремлением к власти в целях корысти, а не
добродетелями гражданскими или духовной честностью и духовным совершенством.
Это же впоследствии подтвердил скептический философ Секст Эмпирик.
Наилучшим доказательством характера риторики как искусства
правдоподобия ради формулирования мнений группы людей или толпы (в народном
собрании) являются исследования речи у Аристотеля. Аристотель написал
«Аналитики», «Поэтику» и «Риторику» и этим поделил виды речи по условиям их
произнесения. «Аналитики» содержат теорию ученого доказательства и опираются в
этом отношении на трактат «Категории». Они применимы в диалектических беседах
ученых людей и не годятся в речи на суде или в народном собрании. «Поэтика»
основана на мимесисе – подражании, где автор в своем вымысле подражает возможным
событиям и обстоятельствам. При этом аудитория заранее знает, что драма,
разыгранная на театре, не есть обсуждение реальности.
Что касается «Риторики», то это речь в народном собрании и в суде.
Здесь аудитория требует правдоподобия, а аргументы основаны на смыслах пословиц
как на больших посылках, малые же посылки подводятся с помощью энтимем к тому,
чтобы обратить мнение слушателей в свою пользу, а вовсе не проповедать истину.
Но риторика нужна, т.к. «если позорно не уметь помочь себе телом, то еще более
позорно не помочь себе словом».
Это показывает, что риторика – вынужденное искусство. Оно – следствие
демократического образа жизни, когда мнение толпы и вообще общественное мнение
решают судьбу гражданина и обывателя.
Цицерон, создавая свои трактаты по риторике, требовал от римского оратора
основательного знания законов и законодательства. Это связано с тем, чтобы
оратор не призывал слушателей «быть свидетелями своего неразумения», т.к.
римское республиканское законодательство и законотворчество было сложным, как
сложным был юридический состав прав разных общественных групп (патриции,
плебеи, клиенты, отпущенники, пилигримы, рабы разных категорий). Но и в этих
условиях гражданское красноречие имело целью создание мнений, а не знаний,
понимания выгоды, а не истины.
Творчество Квинтилиана развивало учение о речи в основном в направлении
гражданского ораторства. Но в условиях империи, когда власть консула, трибуна и
цензора сочеталась в одном лице, риторика расширяла свои области приложений.
Это расширение касалось деятельности магистратов в империи, части которой
отличались правовой, культурной и этнической разнородностью. Отсюда сама
подготовка речи более напоминает научное исследование обстоятельства дела, а
исполнение речи требует особого изящества. Таким образом, фактически был
поставлен вопрос об истине и о стиле как средстве ясного
изложения истины.
Эти фактически новые установки пригодились на следующем этапе развития
речи. Все главные творцы и распространители православного учения, прежде чем
начать свои гомилетические действия, проходили обучение у языческих риторов.
Риторика играла, таким образом, роль педагогической пропедевтики в области
техники речи. Она годилась как формирование техники речи для решения высших
задач – проповеди христианского вероучения. Под техникой речи здесь понимаются
не просто произносительные навыки, но и техника аргументирования. Техника
аргументирования применялась уже не в целях создания сиюминутных мнений толпы,
но для распространения истины христианской веры и тем служила задачам
развития и утверждения духовной морали.
О том, каким образом обучались риторике отцы церкви, нет основательных
сведений. Известны только некоторые имена их учителей риторики, но не
творчество и методика этих учителей. Важно отметить, что новый вид речи –
гомилетика – не обошелся без риторической подготовки. Результаты этой
подготовки видны в аргументативных, стилистических и эстетических достоинствах
сочинений отцов церкви. К сожалению, эти труды, во многом переведенные сейчас
на русский язык и составляющие большой пласт современной русской литературы, –
не являются предметом изучения, литературного образования в школе. Образный
строй гомилетики, не говоря уже об идейном содержании, составляет существенную
часть содержания и словесной формы развлекательной русской литературы XVIII, XIX и XX веков, а равно и речевого творчества политиков и даже
журналистов. Одна из словесно-образных основ современной школьной хрестоматии
не представлена в изучении – и потому так трудно учить языку и эстетике
словесного художественного творчества.
А.А. Потебня, впрочем, считал, что десять веков русской литературы есть
проза и как бы прошли даром для русского языка.
Таким образом, в первых веках нашего летоисчисления риторика понималась
как школьная дисциплина, обеспечивающая техническое владение устной и
письменной речью в процессе психофизического конструирования формы и смысла
речи. В этом качестве риторика составила часть тривиального образования наряду
с грамматикой и элементарным богословием. В этом качестве риторика вводила
предметы квадривиума от математики до музыки.
В новое время на риторику, помимо задач речевого воспитания, были
возложены новые задачи – задачи создания и укрепления стиля речи, мысли и
межперсональных отношений. Риторика, начиная с XV века и по XX век, фактически дополнительно брала
на себя функции философии языка. Особенно ярко это проявилось в XVIII веке, когда
окончательно оформились национальные школы риторики. В знаменитом труде Харриса
«Философия риторики» была обозначена роль языка и речи как инструмента
созидания общественных отношений и общества в целом. Языку отводилась роль
создателя общества и общественного человека. Эти мысли Харриса (конец XVIII века) до сих пор
составляют ядро современной американской философии языка.
У Готшеда – нормализатора немецкого литературного языка середины XVIII в. – риторика прямо
поставлена на службу научной речи, т.к. изобретение речи в этой риторике должно
вестись в соответствии с развитием научного, объективного и позитивного знания.
Так видел задачи риторики Готшед, как и Вольф, который, в свою очередь, был
учеником Лейбница.
Другой ученик Вольфа – М.В. Ломоносов расширил и углубил задачи
риторики, сделав ее главным инструментом становления и нормализации русского
литературного языка. М.В. Ломоносов по-новому и оригинально разработал теорию
изобретения речи. Он создал своеобразную технику изобретения речи-мысли,
которая похожа на схему рассуждения в химии: сначала взять речевое выражение и
его смысл, сложенный из значений слов, затем разложить этот смысл на
составляющие и затем образовать новый синтез слов, составляющих новую речь, с
помощью добавления новых слов и общих мест по ассоциациям с общими местами. Так
выглядит у Ломоносова машина языка, правильность действий которой регулируется
грамматикой.
Далее русская традиция ярко подчеркнула общую и частную риторику.
Частная риторика дала в итоге теорию словесности, совмещающую в себе философию
языка и систему речевых форм. В итоге развития теория словесности стала
называться стилистикой (в системе В.В. Виноградова – функциональной стилистикой).
Стилистические задачи решали в свою очередь, и по-своему, французская,
английская, американская школы риторики.
Служебно-педагогическая роль риторики делала ее прецедентным
эмпирическим знанием. Правила риторики выводились из лучших образцов, так как
их отбирал педагог, опираясь на общественное мнение и истолкование
перспективного стиля жизни и речи. В XX веке методы риторики стали иными. Она стала превращаться в научную
дисциплину, стала применять количественные методы и служить инструментом
анализа социальных проблем.