Статистика |
|
|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 17 Показано материалов: 11-17 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества.Творческое воображение, фантазия — необходимые средства
развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью
человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над
животным. Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов
обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или
совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий
смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. При прочих равных условиях
богатое воображение предохраняет ученого от избитых путей. Человек, лишенный
творческого воображения и руководящей идеи, в обилии фактов может не увидеть
ничего особенного: он к ним привык. Привычки в научном мышлении — это костыли,
на которых, как правило, держится все старое. Для свершения великого нужна
независимость от установившихся предрассудков. |
Воображение
и творчество Вопроса,
обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В
данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется
в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов
воображения. Прежде всего
отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от
реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт
фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет
отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда,
когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения
художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней
мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности,
фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается
большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая
изменение их пропорций. |
Проявление воображения в жизни научного, технического и другого творчестваРабота человеческого
воображения, разумеется, не ограничивается
литературой и искусством. В неменьшей
степени она проявляется в научном,
техническом, других видах творчества. Во
всех этих случаях фантазия как
разновидность воображения играет
положительную роль. Но есть и другие виды
воображения. Это - сне видения, галлюцинации,
грезы и мечты. Сновидения можно отнести к
разряду пассивных и непроизвольных форм
воображения. Подлинная их роль в жизни
человека до сих пор не установлена, хотя
известно, что в сновидениях человека
находят выражение и удовлетворение многие
жизненно важные потребности, которые в силу
ряда причин не могут получить реализации в
жизни. |
Воображение и научное творчество.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии». В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом видах творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по- новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества. |
Роль воображения в литературном творчестве.
Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю. На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные вехи и, в первую очередь, идейный замысел произведения. |
история проблемы творчества
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много
дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития
мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет.
О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему
в глубь веков и неугасающему стремлению создать "теорию творчества",
вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти, конечно,
не были строго научным воспроизведением законов объективной
действительности, не представляли собой логически завершенной системы
знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали
действительность на уровне поверхности явлений, нередко фантастически,
резко искаженно, идеалистически.
Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления
реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных
формированиях, проявлениях и применении. Каждое общество, не порывая с
прошлым, тем не менее "будет нуждаться в совершенно новых людях и
создает их" в таких их социальных качествах и способностях, какие ему
необходимы.
Способности человека есть атрибут общественно-исторического процесса
развития человека, они формируются, развиваются, реализуются и
воплощаются в труде, в различных формах человеческой деятельности и
созидания. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть
комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного
развития. Многообразие и многоуровневое развитие человеческих
способностей не витает в асоциальном, далеком от способов социального
бытия, деятельности и отношений людей, пространстве. |
Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество
тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с
воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для
творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его
конкретных видах: изобретательском, научном, литературном,
художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества
конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени
обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены
соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью
человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных
переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. |
|
|
|