Психологические и лингвистические «истоки» психолингвистикиОдним
из предшественников психолингвистики был создатель научной лингвистики
Вильгельм фон Гумбольдт, которому принадлежит идея речевой деятельности и
понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью»)
и человеком. В. Гумбольдт был первым, кто ввел в лингвистику понятие
языкового сознания. Он указывал: «Язык в своих взаимозависимых связях
есть создание народного языкового сознания». Человек, по В.
Гумбольдту, оказывается в своем восприятии мира целиком подчиненным
языку, который ведет его по жизни как поводырь. Практическая
деятельность людей подчиняется языку как «творцу существующего мира».
Тем самым В. Гумбольдт полагал, что язык есть одновременно и знак, и
отражение действительности. Основные положения его лингвистической
концепции изложены в избранных сочинениях, а также в
исследовании В. И. Постоваловой. Идеи В. Гумбольдта о том, что язык определяет отношение человека к
объективной действительности, преобразует внешний мир в собственность
духа, легли в основу философского направления в языкознании, которое
получило название неогумбольдтианства (Л. Витгенштейн, Л. Вайсгербер, И.
Трир и др.). Неогумбольдтианцы полагали, что понятия — это не отражение
объективной действительности, а продукты символического познания,
обусловленного языковыми знаками, символами. Исходя из этого, язык
определяет мышление, превращает окружающий мир в идеи, «вербализует» их. Ученик В. фон Гумбольдта Г. Штейнталь, — в отличие от своего учителя,
который рассматривал язык в диалектике — и как процесс, и как готовую
данность, и как часть психической деятельности человека, и как
общественное явление, — понимал язык только как процесс. Механизм
индивидуальной речевой деятельности он интерпретировал таким образом:
«Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении:
органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению...
понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть
представление и отображение содержания с помощью психической и
органической механики. Мы можем представить себе органическую механику в
виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде
композитора». Важными для психолингвистики являются мысли
Г. Штейнталя о предметном и языковом мышлении. В предметном мышлении
человек оперирует представлениями о предметах и явлениях объективного
мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а
некоторая мысленная совокупность познанных признаков этих предметов.
Говоря о языковом мышлении, Г. Штейнталь полагал, что в нем человек
оперирует «представлениями о представлениях», вычлененных из сферы
предметного мышления. Понятия о предмете субъективны, а наш язык дает им
еще и произвольное наименование. По мнению Г. Штейнталя, языкознание
относится к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная
деятельность, подобно тому, как к психологическим наукам относится
учение о мышлении и воле, т. е. учение о возникновении мыслей и волевых
импульсов.
Источник: http://www.pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-14.shtml |