Развитие интуитивного мышления по книге «Неужели я гений?» В. Венгар, Р. Поу. Автор исходит из теории «двухмозговости»
- правого (творческого) и левого (логического) полушарий. И стоит на
таких позициях, что «гениев можно выращивать» поскольку и крысы в
лабораторных условиях могут при определенной работе с ними становиться
умнее. «Выращиванию гениев» и посвящена данная книга. Автор с
нескрываемым удовольствием пишет о том, что в детстве Эдисон и Эйнштейн
считались едва ли не тупыми.
Автор
предполагает, что у гениев более чем у обычных людей развито
воображение, которое надо развивать, чтобы «стимулировать появление
глубоких и оригинальных мыслей».
А вот,
похоже, речь об интуиции (которая называется «смутным подсознательными
ощущениями»): «Многолетние исследования привели меня к окончательному
выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем,
что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь
собственными смутными, подсознательными ощущениями».
Итак, что же предлагает автор для «расширения каналов своего внимания»? · Главный упор делается на развитие способности получать осознанный «поток образов». - Вы должны описывать образы вслух — либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.
- Вы
должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы
видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием
того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили
бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.
- Составляйте свои описания в настоящем времени.
Этот метод удивительным образом перекликается с методом Дей Лоры (вопрос интуиции и получение ответа в виде образов, ощущений и т.д). Автор пишет: «Первоначально
я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам.
Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы
могли получить на него ответ в мысленных картинах». - Уверяет, кроме всего прочего, что метод просмотра образов повышает IQ.
Начинать надо… правильно… с расслабления. И тут мы впервые находим какие-то рекомендации. Привожу полностью, как весьма ценное: «Воображение
работает гораздо лучше, если вы находитесь в расслабленном (но не в
сонном) состоянии. Один из способов привести себя в такое состояние —
методика бархатно-гладкого дыхания. После того как вы прочтете
несколько следующих строк, закройте глаза и посидите минут десять. Не
ищите образов! Вы только расстроите себя, когда ничего не увидите.
Вместо этого сосредоточьтесь на своем дыхании. Постарайтесь дышать так
плавно и гладко, чтобы между вдохом и выдохом не было паузы. Ваше
дыхание должно быть одним сплошным, слитным, текущим д-ы-х-а-н-и-е-м, медленным и прочувствованным. Пусть оно поглаживает вас, как если бы вы сами гладили бархат». - Для
принятия интуитивно более верного решения дается такая бессмысленная
для разума рекомендация: «Остановитесь, прежде чем принять свое
очередное важное решение. Осмотритесь, окиньте взглядом трещины в
потолке, каменную кладку под ногами, прочувствуйте, как сгибаются и
разгибаются ваши колени, обратите внимание на свои ощущения в плечах, в
животе, выражение на лице. Невероятно, но, расширяя границы своего нейрологического контакта с миром, вы становитесь сильнее, мудрее, способнее к творчеству, а ваш выбор — более разумным».
Здесь говорится о том, что надо «отпустить погулять свою фантазию», как писал Леонардо Да
Винчи, что бывает весьма полезно «просто остановиться по пути и
посмотреть на подтеки на стене, или угли в огне, или облака, или
грязь... там вы можете найти совершенно потрясающие идеи...», имея в
виду, что случайные формы при близком изучении вскоре принимают вид,
«подобный различным ландшафтам, с реками, горами, скалами, деревьями,
равнинами, широкими долинами и чередой холмов. Вы сможете различить
сражения, быстро движущиеся фигурки, странные выражения лиц,
чужестранные наряды и бесчисленное множество других вещей, которые
потом нетрудно свести к отдельным и понятным формам». Леонардо черпал
вдохновение также и из звуков колоколов, «в звоне которых можно уловить
любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить».
А
вот как предлагается использовать метод «потока образов» для решения
конкретных проблем, с уловкой для обмана разума и вездесущей логики: - Определите, какую задачу вы хотите решить. Затем отложите ее в отдаленную область своего сознания и займитесь чем-то другим.
- Заведите
таймер или будильник на 7–8 минут. Постарайтесь использовать такие
часы, которые издают приятный звон или наигрывают музыку, а не начинают
противно дребезжать, разрушая вашу концентрацию внимания.
- Приступайте к процедуре вызова потока образов, на сей раз пользуясь направленным воображением.
- Вообразите,
что вы находитесь в центре необыкновенно прекрасного сада. Перед вами
возвышается высокая стена. Это и есть ваш отправной пункт. За стеной
находится пространство для ответа.
- В течение нескольких минут описывайте сад во всех подробностях.
- Подойдите
к стене и опишите ее. Положите ладони на стену. Прижмитесь к ней лицом.
Почувствуйте влажный, скользкий мох на древних камнях (А может быть,
ваша стена какая-то другая?), опишите ее запах.
- Отбрасывайте любую сознательную мысль о вашей проблеме. Сосредоточьтесь только на чувственных впечатлениях.
- В
тот миг, когда вы услышите звон будильника, перепрыгивайте через стену!
Здесь важнее всего внезапность. Вы должны разглядеть ответ прежде, чем
левое полушарие исказит его сознательными или привычными
предположениями.
- Хватайтесь
за самое первое впечатление о том, что лежит за стеной, даже если это
впечатление мгновенно. Продолжайте описывать то, что вы видели, по
памяти, если сам образ уже улетучился. Ваши описания вскоре вернут его.
Как
и в методике потока образов, непредсказуемость и необычность того, что
вы увидите за стеной, является верным признаком озарения. Самый
тривиальный предмет может быть ключом к ответу на ваш вопрос. Главное,
чтобы он был неожиданным.
Если
за стеной оказалось что-то обыкновенное и предполагаемое, то, возможно,
вы либо недостаточно быстро подпрыгнули, либо позволили своему сознанию
заранее запланировать ответ. В этом случае повторите упражнение,
стараясь не предвосхищать сюрприз до того, как услышите звон будильника.
Пытаясь
до конца оставаться на «научных позициях» авторы притягивают за уши все
известные и неизвестные физические теории: частицы Бора, теорию неких гиперструн, голографической Вселенной, - в итоге интуиция объявлена «высшим мозговым центром», и всячески избегается любое «сверхъестественное» объяснение.
Для
того, чтобы избежать влияния разума в получении интуитивных ответов на
поставленные вопросы, дана следующая методика (даю упрощенно, опуская
«благодарности своему правому мозгу» и другие не имеющие к сути посылы) 1. Составьте не менее шести конкретных вопросов для интуиции. 2. Вопросы должны быть такие, чтобы ответы на них не могли повторяться (то есть шесть пар валют с вопросом вырастет ли цена - не подходят…. хотя, можно поэкспериментировать). 3. Вопросы написать на бумаге, так чтобы не было понятно, где какой. 4. Перемешать, чтобы запутать логический разум. 5. Выбрать бумажку (не открывая вопроса). 6. Держать в руке (или же – говорит, прижать ко лбу – но, думаю, не стоит, ибо информация все равно идет не из мозга). 7. Закройте
глаза и мгновенно вообразите три образных ответа. Хоть образы и
отличаются, все они несут неизменный смысл (конечно, если это
действительно идет от интуиции). 8. Запишите, надиктуйте на магнитофон, расскажите партнеру. 9. Найдите общее во всех трех образах (придется постараться), запишите свои наблюдения. 10. Теперь
можете взглянуть, на какой вопрос вы отвечали? И если вы правильно
определили общие элементы, то может родиться ответ (первое впечатление
– возможно, тоже в виде образа). 11. Если не произошло, то используем метод подгонки, «мозговой штурм» направив на все возможные варианты ответов, которые вам покажутся более или менее реальными (сам не понимаю, как это работает – пишу ибо может быть важно).
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/getprofit/post54581741/ |