Статистика |
|
|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 | |
|
В категории материалов: 17 Показано материалов: 11-17 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
История риторики Сократ
(470-399) – великий мудрец, главный собеседник и оппонент софистов. В
записанных его учеником Платоном диалогах мы читаем, как Сократ остроумно разоблачает
взгляды софистов, несостоятельность их претензий утвердить риторику как
некоторое универсальное искусство говорить на любую тему без подготовки, раскрывает
их безнравственный облик. При этом он демонстрирует свой знаменитый метод
выявления истины путём задавания наводящих вопросов собеседнику (майевтика) и
вскрытия противоречий в суждениях оппонента. |
История риторики Демосфен (383-322 )- политический деятель
Афин, считается величайшим греческим оратором. Начинал как логограф. Недоброжелатели
часто вспоминали, как в начале своей карьеры он странным образом вёл себя в деле
банкира Апполодора, выступив сначала в качестве обвинителя, и затем в качестве
защитника. Обвинение в корыстолюбии выдвигалось против него и в последующие
годы (считали, что он пользовался финансовой поддержкой Персии за свои
выступления против македонян). Демосфен проводил линию на независимость Афин от
надвигавшейся македонской экспансии царя Филиппа. Он написал три речи, направленные
против него (отсюда произошло слово «филиппика»,
что значит гневная обличительная речь). "Не
слова и не звук голоса составляют славу оратора, - сказал как-то Демосфен, - а направление его политики". Он
был хорошим стилистом, неутомимым оратором (объём текстов его речей поражает),
сумевшим преодолеть слабость и здоровья и дефект речи, и физический недостаток - подёргивание плеча. (Вообще физические и
психические отклонения характерны для выдающихся людей.) |
История риторики Учеником Горгия
был известный преподаватель риторики Исократне научившись хорошо говорить, нельзя
научиться хорошо мыслить. Он считается отцом практического образования (в
отличие от научных школ, какими были Академия Платона и Лицей Аристотеля),
отцом греческой интеллигенции. Исократ сам никогда принародно не выступал, а
только преподавал и писал речи, которые
имели широкое хождение как политические памфлеты. Его можно поэтому считать
одним из первых политических публицистов.
(436-338). Он содержал в Афинах школу красноречия, подготовившую много
практических деятелей – политиков (Исей, Ликург, Гисперид) и полководцев (Тимофей,
Лаодамант, Клеарх, Никокл). Обучение продолжалось три-четыре года, стоило дорого
- около 1000 драхм. Исократ придерживался следующего принципа: |
История риторикиОчень характерна фигура второго по
значимости софиста – Горгия (
483-375). Как и Протагор, он не был
коренным афинянином, а приехал в 427
г. до н.э. из Леонтин (на острове Сицилия) в качестве
дипломатического посланника. Он имел задание убедить Афины помочь его родному
городу, который в это время воевал с Сиракузами. Своей речью он покорил народное
собрание: афинский флот был послан на выручку и осада была снята, а Горгий
стяжал заслуженную славу выдающегося дипломата и оратора. Спустя некоторое
время он возвращается в Афины и вслед за Протагором становится преуспевающим
учителем красноречия. Горгий был учеником известного
Эмпедокла (490-430 г.г.)
– врача, философа, чародея, главы партии демократов (по мнению Аристотеля, и создателя
риторики). |
История риторики Первым платным
учителем красноречия в Афинах считается Протагор
(Protagóras) из города Абдеры ( 480 - около 410). Это провинциал, как говорили,
«муж звонкоголосый, пленительный, красноречивый», прибыл покорять Афины, найти
применение своему таланту остроумного мыслителя и оратора, добиться признания в
богатом городе. В юности он учился у знаменитого
Демокрита (считающегося основоположником материализма), был знаком с
премудростями египетских магов, от которых он перенял, возможно, некоторые приёмы
управления толпой и узнал пользу атеизма как идеального оружия деморализации
народа. |
История риторики
Ораторское искусство по европейскому традиционному представлению свою историю
начинает в античной Греции. Золотой век греческого красноречия наступил во
второй половине пятого века до нашей эры, когда ораторское искусство
превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие
политической борьбы. От её участников, желавших влиять на ход государственных
дел требовалось умение выступать в народном собрании и завоёвывать симпатии
публики. Экклесии (народные собрания) были центрами общественной жизни
греческих городов-государств (полисов). Но более мощным фактором развития
практики риторики, как уже сказано, было
судопроизводство. Рост богатства и его перераспределение привёл к необычайной
конфликтности внутри античного общества. Выяснение имущественных разногласий,
тяжбы разбирались в судах, где каждая из сторон была обязана сама защищать свои
интересы. Спросом поэтому пользовались услуги наёмных
сочинителей судебных речей – логографов (букв. - словописцы). При отсутствии
профессиональных адвокатов их функцию выполняли эти наёмники, искусно
сочинявшие речи для своих клиентов, с которыми те выступали перед судьями. Написание речи для суда требовало
немалого искусства: она должна была быть простой и краткой, чтобы заказчик – а
это чаще всего был не очень грамотный человек – мог заучить её и пересказать
перед судьями. Естественно, такая услуга хорошо оплачивалась. Поэтому профессия
логографа становится прибыльной. Спрос рождает предложение: появляются учителя
красноречия – софисты. |
В практике преподавания
риторики сталкиваешься с неоднозначностью толкования самого понятия «риторика».
Известно множество определений этому слову. Каждое время по-своему понимало,
что изучает риторика и что именно надо преподавать. Произвольность толкования
давало творческую свободу каждому учителю, но вызывало недоумение у учеников.
Такое положение неизбежно приводит к необходимости какой-то унификации понятий.
Что же изучает риторика как наука, чему учить? |
|
|
|