Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
В разделе материалов: 41 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Закон эмоциональностиТретий закон
риторики, закон эмоциональности,требует, «чтобы говорящий не
только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал
эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние
риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно
убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество
выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь
выразительной. Самое сильное из них — это метафора (Смотри главу «Элокуция»).
Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным
движениям говорящего, его голосу. |
Закон продвижения и ориентации адресатаВторой закон общей
риторики
— закон продвижения иориентации адресата, который требует,
чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и
чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Какие средства
предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон? Прежде всего нужно
продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для
оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все время помнить о
своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда
переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор
движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что уже
пройдено» |
Первый закон риторики и принципы
диалогизации речевого общенияДля того чтобы
диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь
говорящего, надо знать принципыречевого поведения. 1. Внимание к
адресату. Готовясь к публичной
речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить
себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его личности (характер,
вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать? Риторика
рекомендует, обдумывая речь, заранее составить «социальный портрет слушателя
(аудитории)». Он создаетсяв результате ответов на следующие
вопросы: |
Закон гармонизирующего диалогаЗаконы современной
общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в
различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому
речь адресована; и в ситуации публичного выступления. Поэтому в этой главе речь
пойдет о самых общих, классических законах риторики, законах
монологической и диалогической речи. Большее внимание будет уделено тому, как
эти законы работают при непосредственном взаимодействии с тем (или с теми), кому
эта речь адресована. а вот отношения «говорящий — аудитория» и управление
вниманием аудитории будут рассмотрены в главе, посвященной ораторскому
мастерству. |
Требования к поведению говорящегоУбеждение с помощью
речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют
определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», —
гласит риторика. «Говори, чтобы я мог
узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому, какое впечатление
производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель:
«Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том
случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее
произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех
же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно»
(Риторика: Книга первая) |
Речевое действие (речевой акт) и типы речиНа предыдущих
страницах мы рассмотрели понятие цели и выяснили, что, участвуя в речевом
событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению.
Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние
утверждали, что «слово — вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты
(Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание:
«Слово есть дело». Итак, говоря, мы совершаем определенное действие,
направленное на адресата. «Это действие, определяемоецелью
(намерением) говорящего, называется в неориторике и прагматике «речевой акт»,
«речевой поступок», «речевое действие». (21, 56). Очевидно, что речевые
акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые- лингвисты
составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В
соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего были выделены типы
речевых актов и типы речи. |
Речевая ситуацияВторая составляющая
речевого события — условия и обстановка, в которой происходит
речевое общение, и все те, кто в нем участвует, это «сцена
действия» и «действующие лица». Чтобы до конца понять, что такое речевое
событие и какова его структура, вспомним классическую пьесу. Текст пьесы — это
дискурс, который членится на действия, картины, явления. Так вот, «явление» в
классической пьесе сходно с речевым событием в реальной жизни: есть
определенный набор участников — действующих лиц», обстановка, в которой
происходит «явление», и диалог, протекающий в ней. Если состав участников
меняется (появляются новые лица или уходят прежние) или происходит перемена
«декораций» — наступает новое «явление» — новое речевое событие» (21, 48).
Приведем пример речевого события. Студенты собрались в аудитории в ожидании
лекции. Они обмениваются короткими фразами, делятся впечатлениями. Это одно
речевое событие. Входит преподаватель, начинает лекцию — начинается новое
речевое событие. |
Поток речевого поведения, или дискурсВ свою очередь поток
речевого поведения складывается из: 1. собственно
слов — того, что можно написать на бумаге; это вербальное (словесное)
поведение; 2. звучания речи
(ее акустики): громкости, высоты тона, быстроты темпаречи, пауз: это
акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон) 3. значимых
движений лица и тела: взгляда, жестов, мимики; это жестово-мимическое
поведение; 4. того, как
партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное
поведение (3-е и 4-е можно зафиксировать только с помощью
видеомагнитофона). |
Связь риторики с другими науками и
искусствомКрасноречие
рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим оратором, по
словам Цицерона, «...необходимо усвоить самые разнообразные познания, без
которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту
самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души,
которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости,
потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы
или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны
присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека,
быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким
изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю,
чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и
гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении,
которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за
выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?» |
Частные риторикиЧастные риторики изучают особые
области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому
что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или
неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина,
педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит
по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко: «Наверное, нет таких
профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых
сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является
обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер,
политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин
в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать,
консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А
чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как
сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать
множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой
говорения» |
|
|
|